Матерь театральная

Заслуженная артистка, лауреат Государственной премии Зинаида Зубкова служит в Купаловском театре почти 50 лет...

Заслуженная артистка, лауреат Государственной премии Зинаида Зубкова служит в Купаловском театре почти 50 лет. После Стефании Станюты, можно сказать, она заняла в коллективе почетный «пост» матери театра — за талант, трудолюбие, творческий потенциал. Что еще нужно актеру для полного счастья? Зинаида Петровна говорит, что... критики!


— Мне нравится, когда меня ругают: есть стимул к жизни и работе, — очень искренне говорит Зинаида Петровна. — Плохо, когда только хвалят. Стефания Михайловна Станюта в таком случае сказала бы: «Нет перспектив!» А если перспективы нет, тогда нужно уходить из театра. У меня перспектива пока еще есть. С возрастом начинаешь ценить свои роли, которые все реже получаешь. Это можно сравнить с цветком, который постепенно распускается, распускается... И вот перед окончательным осыпанием лепестков цветок начинает выделять весь свой аромат. Именно сейчас аромат театра я чувствую как никогда.


— Вы вспомнили Стефанию Михайловну... Валерий Раевский утверждает, что именно вы заняли место знаменитой актрисы... Как вы относитесь к подобной преемственности?


— Конечно, мне это льстит. У нас со Стефанией Михайловной были дружеские отношения. Я практически во всех спектаклях была ее дублером, мы были похожи как внутренне, так и внешне. А со спины нас вообще было сложно различить! Стефанию Михайловну очень любили в театре. Она была оптимисткой, ко всему относилась с юмором. Правда, у нее не все шло так гладко, как хотелось бы. Был такой период, когда она абсолютно ничего не делала в театре. Ее спасло кино.


— У вас был такой же сложный период, не так ли?


— Многие актрисы попадают в эту «черную дыру»: когда ты уже не можешь играть молодых, но еще и не дозрел до пожилых героинь. Мне в этот сложный момент помогло радио. Именно за роль в радиопостановке «Хамуцыус» по поэме Аркадия Кулешова мне присудили Государственную премию. На радио ни за что не прикроешься: ни за грим, ни за костюм, ни за пластику, ни за красоту... Сыграть можно только голосом.


— Зинаида Петровна, у вас есть роль, о которой вы мечтаете?


— Мне очень бы хотелось сыграть Вассу Железнову. Я вижу этот образ совершенно иначе, чем многие коллеги. Правда, я уже не подхожу на эту роль по возрасту... Хотя при желании режиссера это еще можно сделать.


— А помните, каково было начинать играть на сцене главного театре страны после окончания театрально–художественного института? Как вас принял тогда коллектив?


— Доброжелательно принял. Еще студенткой я работала в театре. Уже тогда с однокурсницей Лилей Давидович (будущей народной артисткой) ездила с театром на гастроли. В то время в театре было всего четыре молодые актрисы: Маша Захаревич, Галя Толкачева, Лиля Давидович и я. И мы играли весь репертуар. Нас любили, я бы сказала, пестовали. Один раз перед выходом на сцену, помню, я стояла и тряслась, а Лев Павлович Глебов вдруг взял меня за руку так по–отцовски и сказал: «Ты ни о чем не думай — только о первых словах. Вспомни о том, откуда пришла, зачем пришла, с чем пришла. Ты же все это репетировала...» И я в это мгновение как–то сразу от такого участия возмужала. Что значит слово, сказанное вовремя...


— А сегодня молодые обращаются к вам за советом?


— Иногда обращаются, с огромным удовольствием делюсь своими знаниями. Порой подсказываю, потому что со стороны всегда виднее.


Сегодня в нашем театре много молодежи, всем хочется играть, но ролей на всех не хватает. Многие обижаются... Здесь нужно немного себя прижать, ведь не могут все сразу играть главную роль! К тому же многие молодые актеры пытаются кого–то копировать, в них мало индивидуальности. Всегда нужно отталкиваться от своего внутреннего видения, это выигрышнее.


— А что вы считаете самым важным в актерской профессии?


— Любить! Любить театр! А когда вы любите, тогда свернете горы. Это правда.


— Сегодня многие актеры хотят успеть везде, тратят себя на телевидении, радио, в кино. Как вы считаете, позволительно ли это для актера, который служит в театре?


— Хорошему актеру все позволительно. Сегодня такая жизнь, что на театральную зарплату сложно прожить. Это раньше все актрисы ходили при шляпах, были очень элегантными, заметными, неспешными. А сегодня все бегут... Актеры тоже теряются в толпе. К сожалению.


— А вас узнают в толпе?


— Я не обращаю на это внимания. За автографами не обращаются. Знаете, мне очень приятно ездить отдыхать в санаторий в Юрмалу. Там меня часто принимают за бывшую балерину. Спасибо генам, у нас в семье все такие, хотя я специально занималась балетом, спортом.


— У вас до сих пор такая осанка, выправка... Вам многие наверняка завидуют...


— Я стараюсь подобного не замечать и дружить с теми, кто лишен этого досадного чувства. Хотя дружба в театре редко случается... Я немного закрыта для окружающих. И вообще, мне всегда интереснее любых дружеских посиделок моя новая роль: как создать новый образ? Для этого нужно упорство. Упорство дал мне спорт. Именно упорство и желание чего–то добиться помогли мне. Хотя, вспоминаю, без юмора не обходилось... В спектакле «Вечер» мне досталась роль крестьянки. Я никогда до этого не играла сельских женщин. Мне нужно было войти в роль, и я понимала, что одних репетиций мало. Поэтому в театр приходила в длинной юбке, в тапочках, носках и платке. Конечно, у многих это вызывало смех. А однажды мы играли сказку «Снежная королева». И вот танцуем, и вдруг моя нога проваливается в пространство, где обычно сидели суфлеры! И я чувствую, что вытащить ногу без посторонней помощи не могу! За секунду в мозгу пронеслось все: смех в зале, позор перед товарищами... Провал в прямом смысле слова! В это мгновение я хотела умереть... Но в суфлерской будке находился осветитель, который моментально помог мне, я продолжила танец. Вот так и в жизни: есть периоды, когда ты летишь в тартарары... А потом вдруг находится чья–то рука, которая готова прийти на помощь.


— Вы поменяли бы что–нибудь в своей жизни, если бы представилась такая возможность?


— Нет, я бы не стала ничего менять. Я бы снова прошла этот трудный, тернистый путь. Только вот по пути постаралась бы не терять близких мне людей, их бы я берегла. Потому что с возрастом многое уходит, блекнет, распыляется. Остаются только верные люди, которые тебя понимают, которым ты можешь сказать то, что никому больше не расскажешь. Правда, их очень мало.


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter