Математик Юрий Сыроид не умеет жить по расчету

Доцент кафедры высшей математики ФПМИ БГУ Юрий Сыроид — бессменный тренер студенческой сборной по математике на протяжении последних семи лет. За это время его воспитанники завоевали на международных состязаниях 25 золотых медалей, 15 серебряных, четыре бронзовые. Четыре раза студенты БГУ занимали абсолютное первое место в личном зачете среди примерно 300 участников из ведущих университетов мира.

— После нашего дебюта на международной олимпиаде в 2001 году в Праге участники таких состязаний каждый год едут “обыгрывать белорусов”, — с достоинством замечает собеседник. — Но сделать это непросто, наш девиз — “Туристов не возим!” Каждый студент нашей сборной претендует как минимум на серебряную медаль. Показательным было выступление в Румынии в 2003 году. Поскольку тогда не было ограничения по количеству участников в команде, от БГУ поехали десять человек. Привезли семь золотых медалей, две серебряные, одну бронзовую, причем два наших студента разделили абсолютное первое место в личном зачете, а вся команда победила в общекомандном первенстве.
— Обладательница двух золотых медалей и Гран-при, старшекурсница ФПМИ Виктория Лебедь продолжает учебу уже не в Минске, а в Париже. Что вы чувствуете, когда птенцы навсегда покидают гнездо?
— Победителям и обладателям Гран-при предлагают гранты на учебу в самых известных университетах мира. Многие наши студенты учились во Франции, Германии, Москве. Это реальная возможность стажироваться, влиться в мировую научную среду, принимать участие в научных конференциях разных стран. Я думаю, со временем многие из них вернутся. Даже если этого не произойдет, они навсегда останутся белорусскими математиками. Мы ведь гордимся Русланом Салеем, который играет за НХЛ, или футболистом “Арсенала” Александром Глебом. Они укрепляют престиж страны ногами. Головой, наверное, делать это еще сложнее. А математика — наука интернациональная, она служит всему человечеству.
— Я дважды пыталась найти вас для интервью после возвращения команды с олимпиады, но вы оказывались в труднодоступных для журналиста местах — то на берегу моря, то в бассейне. Ритм жизни продиктован графиком соревнований?
— Каждый год у нас три “старта” — первенство университета, республиканская и международная олимпиады. Плюс каждый месяц какие-нибудь отборочные туры в виде тренировки. У всех преподавателей отпуск с 1 июля и до сентября. А у меня он только с 3 августа, потому что в июле сборы, форсирование формы. В июле ежедневно участники сборной полдня решают задачи в университете, полдня — дома. Три недели такой интенсивной работы, затем неделя отдыха — это наш способ подойти к пику формы.
3 августа команда возвращается с победой и правом заслуженно отдохнуть, поэтому 4 августа меня в Минске уже нет.
— А не обидно, что все поздравления и теплые слова выслушиваете не вы?
— Они не так важны для меня, как работа. Надеюсь, что ребятам математика тоже интереснее всего, что обычно следует за очередной победой.
— Это правда, что белорусы от природы талантливые математики?
— Думаю, что да. Хотя природные процессы волнообразны, и урожайные на таланты годы чередуются с периодами более скромных результатов. Но если хотите, чтобы я вывел закономерность появления талантливых математиков, приходите лет через 50. Семь лет — слишком маленький отрезок, чтобы делать выводы.
Успехи обусловлены и тем, что наша система образования еще не разрушена, хотя многие прилагают к этому усилия. Советская математическая школа была одной из самых сильных в мире. Половина крупных ученых в области естественных наук — из Советского Союза. Когда в 1957 году СССР первым в мире запустил спутник, американцы изучили нашу школьную программу подготовки по математике и физике, а затем полностью перенесли ее в свою систему образования. Сейчас, наоборот, мы заимствуем у Запада образовательные новации. Но ведь западный школьник и студент намного слабее, чем наш! Этому есть много объяснений. Возможно, они слишком богаты: им проще нанять кого-то, чем выучить. У нас, напротив, сильна установка добиться всего своим трудом. Поэтому большинство преподавателей в западных университетах — славяне, огромное количество программистов — славяне, индусы, китайцы.
— Но все образовательные новации последних лет вызваны желанием разгрузить молодежь, сохранить ее здоровье. Вот среди ваших учеников есть здоровые люди?!
— Существует расхожее мнение, что интеллектуальные нагрузки подрывают физическое здоровье, но я бы не стал своих воспитанников записывать в “ботаники”. В сборной был Сергей Марковский — талантливый математик и кандидат в мастера спорта по штанге. Если у человека нет здоровья, он не сможет заниматься математикой серьезно — надорвется. Мои ребята это понимают, поэтому занимаются спортом: кто в бассейн ходит, кто в тренажерный зал. И почти все увлекаются музыкой: если не активно — то пассивно, ходят с плеерами, обдумывая очередную теорему.
Должна быть разница в уровне образования, который дает ведущий классический университет, ориентированный на подготовку научной элиты, и профильные вузы. Математик, который окончил наш мехмат или ФПМИ, преуспеет в любой области естественных наук, в отличие от выпускника технического университета. БГУ дает фундаментальное образование, позволяющее работать в любой сфере деятельности. Поэтому система отбора абитуриентов нуждается в совершенствовании. Каждый абитуриент должен иметь возможность попробовать поступить в БГУ или иной классический университет. У тех, кто не сможет к нам поступить, должно быть время, чтобы отнести документы в другой вуз. Минувшим летом получилась такая история: сильные математики, которые хотели и могли бы поступить к нам, получили 10 и 9 на централизованном тестировании. И вынуждены были решать дилемму: выбросить сертификат и идти на профильный экзамен в БГУ — а это риск, или отнести сертификаты в менее престижный вуз и принимать поздравления с поступлением. На месте родителя я, вероятно, посоветовал бы лишний раз не рисковать. Ведь даже прекрасная подготовка не исключает вмешательства случая.
Чтобы погубить образование, достаточно двух-трех лет. А восстанавливать придется десятилетиями.
— Как вам удается столько лет удерживать студенческий интерес к своей персоне?
— Живя среди молодежи, сам становишься моложе, держишь себя в форме. Я не люблю конспектов и тому подобных бумаг. Хотя принято говорить: “преподаватель идет читать лекцию”, у меня в принципе нет конспекта. Идя к студентам, я часто не знаю, каким способом буду доказывать ту или иную теорему. Сначала смотрю на реакцию аудитории: ага, сегодня они все воспринимают серьезно, тогда можно говорить о сложных вещах. А если вчера был праздник, и студенты настроены легкомысленно, я постараюсь соответствовать. Без импровизации теория суха.
— Обычно занятый абстрактными идеями человек тяжело адаптируется к житейской конкретике. А вас легко обсчитать или иным способом обвести вокруг пальца?
— У меня действительно не получается подсчитывать стоимость покупок по пути в кассу или проверять расчеты продавцов на рынке. Пару лет назад шел домой накануне 8 марта, подошли два мальчика с какой-то хозяйственной мелочью “Вот, купите замечательный подарок жене!” Я был обречен, потому что отказываться и сопротивляться в таких ситуациях абсолютно не умею. Купил и, разумеется, в ближайшем киоске увидел такую же вещь в три раза дешевле. Наверное, в некоторых ситуациях высшая математика даже мешает...

В тему

По просьбе “НГ” Юрий Борисович предложил нашим читателям небольшую задачку на сообразительность.
На книжной полке рядом стоят два тома Пушкина — 1-й и 2-й. Страницы каждого тома имеют вместе толщину 20 мм, а обложка — каждая — 2 мм. Червь прогрыз (перпендикулярно страницам) от первой страницы 1-го тома до последней страницы 2-го тома. Какой путь он прогрыз?
У вас получилось 28 или 24? Значит, на международных соревнованиях по математике вам лучше не выступать. Правильный ответ 4 мм.
По мнению моего собеседника, задачки такого типа должны решать на школьных уроках математики пятиклассники.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter