Мастерская Владимира Бокуна снимает новый документальный цикл "100 имен Беларуси"

Математик, профессор и просто красавица

Мобильники в карманах переведены в режим вибрации, под пышными юбками прячутся рваные джинсы, режиссер сетует, что музейные таблички под картинами в отснятом материале придется закрашивать: в Доме Ваньковичей идут съемки документального фильма «Софья Ковалевская». Атмосфера на съемочной площадке веселая, режиссер проявляет редкую душевность, артисты балагурят, и наблюдать за ними одно удовольствие.


О том, что телеканал ОНТ в сотрудничестве со студией исторических фильмов «Мастерская Владимира Бокуна» начинает съемки нового цикла «Сто имен Беларуси», нам еще весной рассказал известный документалист Борис Герстен:

— Проект очень интересный, я уже написал для него один сценарий — о Софье Ковалевской, великом математике. Уникальная личность, первая женщина–профессор Восточной Европы и России! Она родилась в Москве, но долгое время жила в Витебской губернии. Оттуда и уехала учиться за границу, потому что в Российской империи того времени слабый пол в университеты не принимали, равно как и за рубежом. Так что Ковалевской пришлось очень серьезно бороться за место под солнцем и за право стать ученым.


Имя Ковалевской все мы впервые услышали на уроках математики (помнится, в советских учебниках был даже портрет этой выдающейся во всех отношениях дамы). Кто хорошо учился, тот даже спустя годы сможет вспомнить факты: в середине позапрошлого века Софья внесла весомый вклад в развитие математики, физики, астрономии, нашла решение сложнейших задач в шести различных областях науки. Выводами, сделанными неординарным ученым, специалисты пользуются и по сей день.

— Фильм основан на биографии Ковалевской, но наша задача — показать еще и срез общества того времени, — раскрывает замысел режиссер–постановщик Алексей Макаренко. — Женская эмансипация и борьба за права в середине XIX века только начинались. В Европе ситуация была уже более развитая: там Ковалевская преподавала и получила должность профессора Стокгольмского университета. А в Российской империи, хотя ей и дали с большими боями звание академика, однако к преподаванию не допускали даже на Бестужевских курсах, где учились девушки. Считалось, что женский потолок как педагога — младшие классы гимназии.

Детские годы Софья (урожденная Корвин–Круковская) провела в Витебской губернии, в отцовском имении Полибино. Именно обстановку в усадьбе изображают интерьеры Дома Ваньковичей в фильме. Мы застали съемки чудесной сцены: знакомство молодого ученого, в будущем основателя эволюционной палеонтологии Владимира Ковалевского с Софьей и ее старшей сестрой Анной, на которой он собирался жениться. Наш герой (его играет киноактер Алексей Юцкевич) с окладистой бородой выглядит импозантно. Борода, кстати, настоящая, просвещает меня опытный гример Любовь Терехова:

— Из обычных человеческих волос. Конечно, сейчас есть искусственные волосы, правда, с ними больше хлопот: сложнее поддаются обработке. К примеру, все бороды Дедов Морозов искусственные, эта — натуральная, я ее сама делала.


В промежутке между дублями мастер подравнивает приклеенную к щекам артиста растительность: борода новая, еще «необжитая», где–то нужно причесать, где–то подстричь...

— Стойте–стойте! — останавливает съемку гример и вооружается кисточкой. — У меня Ковалевский — полуфабрикат, клей от бороды бликует.

Присутствие профессиональных актеров — вещь в данном случае неизбежная, постановочных съемок в фильме много, и тому есть объективные причины, говорит режиссер:

— Поскольку проект документально–публицистический, основная сложность в том, что нет архивного видеоматериала. Середина XIX века: разумеется, никакой кинохроники быть не может. Даже фотографий крайне мало. Соответственно приходится вводить большое количество инсценировок.

Костюмы в таких случаях берутся в аренду на киностудии или разыскиваются по театрам, рассказала директор съемочной группы Марина Копысова, по совместительству она играет старшую сестру героини Анну. Диалогов в фильме нет, звучать будет исключительно закадровый текст, так что артисты во время съемки дурачатся, произнося что в голову взбредет, вплоть до теоремы Пифагора — раз уж главная героиня математик. Роль Софьи воплотила актриса Современного художественного театра и детского интерактивного театра «Кропка» Ольга Федорова:

— В сериалах, в эпизодах игрового кино я уже снималась, а вот в документальном проекте в первый раз. Сложно, потому что для меня математика закончилась в тот момент, когда разделилась на алгебру и на геометрию: я просто перестала что–либо понимать. Но актерская профессия такая, что ты можешь примерить образ, тебе не свойственный, и это здорово. Конечно, я изучала биографию Софьи Ковалевской. Мне нравится, что она при всем величии своего ума самореализовалась не только как ученый, но и как женщина — родила дочь.

Без прописанных реплик играть, конечно, сложновато, признается артистка:

— Если есть текст, легче войти в образ, а так приходится вспоминать, что такое интегралы и дифференциалы. А ведь моей героине предстоит ходить по кабинетам и добиваться возможности преподавать. Думаю, для меня это будут самые сложные сцены. Зато сегодня утром в Лошицком парке снимали сцену венчания, и там сама атмосфера была очень вдохновляющая. Яблони цветут, ветер, лепестки летят. Романтика!

«Да уж, приехал свататься к одной, женился на другой — лихое XIX столетие!» — ворчит оператор. Раздается команда режиссера: «Ковалевский пошел!» — и вновь кипит работа. А зрителю остается только ждать, когда готовый смонтированный фильм выйдет в эфир ОНТ. Уже совсем скоро, следите за программой.

ovsepyan@sb.by

Фото Александра КУШНЕРА.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter