Зачем спортивным клубам пресс-службы?

Мат в два слова

Вы можете представить, чтобы пресс–секретарь, к примеру, министерства или крупнейшего банка послал журналиста любого государственного или частного крупного СМИ подальше или обратился к нему при первой встрече на «ты» или излишне панибратски? Конечно, нет. А в спорте такое в порядке вещей. Недавно мне достаточно известный журналист (в недавнем прошлом заместитель главного редактора крупного спортивного СМИ) показал личную переписку с главой пресс–службы одного из наиболее заметных клубов страны. Переписка личная, к делу не пришьешь, но меня поразил тогда высокомерный и пренебрежительный тон человека, который в силу своей профессиональной деятельности должен быть образцом дипломатии. Глава пресс–службы попросту издевался над тем, чьи интересы он в силу функциональных обязанностей должен был обслуживать. Я был поражен, а вот упомянутый журналист — нет. «Это в порядке вещей, — сказал он. — Спасибо, что матом не обложили, бывало и такое».

Известно, что подавляющее большинство руководителей пресс–служб спортивных организаций не имеют профильного образования или хотя бы длительных специализированных курсов за плечами. Еще более печально, что к моменту найма главы пресс–служб или ключевые сотрудники часто вообще не имеют опыта работы в пиаре. Соответственно человек не обладает элементарным знанием о сути профессии. Обычно это бывший журналист, которого взяли обновлять сайт и вести статистику. Да, он может съездить на пару семинаров, но надо еще разобраться, что это за семинары. В прошедшую пятницу в столице прошел крупный профессиональный конгресс «PR–пятница». Гости из Москвы и Киева делились своим опытом и многочисленными примерами успешной работы. Приятно было увидеть на мероприятии представителей федерации футбола, гандбольного клуба СКА и Белорусской федерации легкой атлетики. Но это капля в море. А где были остальные спортивные пиарщики?

При этом в Минске также на прошлой неделе прошел «круглый стол» спортивных маркетологов, собравший около 25 человек. Люди пришли по собственной инициативе, и это похвально, хотя досадно, что многие из них представляли клубы с непрофессиональным ведением дел, а на мероприятии не было ни одного спикера с именем. Считаные единицы из участников упомянутого мероприятия обладали дипломом или значительным опытом работы в маркетинге. По сути, сегодня маркетологом называют себя и жук и жаба, некоторые из них при этом еще и делятся своим опытом с коллегами. А на каком основании? Мы не идем к стоматологам без диплома и не допускаем за руль неаттестованных водителей. Зато судьбу клуба, который зачастую представляет город либо предприятие с мировым именем, мы доверяем маркетологам–самоучкам. Среди них — только что завершившие карьеру бывшие спортсмены, родственники близких к клубу людей, люди с опытом в продажах (но не маркетинге)... Настоящих обученных маркетологов можно пересчитать по пальцам.

А потом жалуемся, что люди не идут на трибуны. Но как им идти, если маркетолог делает афиши и затем просто сидит, как известный «ждун» в ожидании зрителя, не изучая комплексно аудиторию, загоняя в минус фирменные магазины и имея лишь смутное представление о налогообложении, обороте средств, лучших поставщиках атрибутики, работе с болельщиками. Поэтому хочется порекомендовать спортивным клубам: берите на работу профессиональных маркетологов и пиарщиков, пусть даже без опыта работы в спорте. Если человек любит спорт, то он без труда втянется в работу в короткие сроки. Время показывает: энтузиасты могут сдвинуть работу с мертвой точки на какое–то время, но приблизить ее к серьезным стандартам им, увы, не под силу. Поэтому хватит поверхностно относиться к найму специалистов в ваши отделы маркетинга и пресс–службу. Это в ваших же интересах, это ваше лицо и ваш имидж. И не только. Хотелось бы, чтобы спортивная отрасль со временем получила серьезный кадровый резерв в этой сфере. Потому что пока — дефицит.

Иван КАРАИЧЕВ, специалист по связям с общественностью, преподаватель спецкурса по спортивному PR в БГУ.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter