Судьбы ганцевичских семей, воевавших в дни Великой Отечественной войны

Мать и трое ее сыновей

Директор музея Наталья КУЛЕШ
«МИЛАЯ и дорогая моя крошка! Пишу прямо бегом, потому что еду в Рославль. Как ты, девочка, живешь и как твое здоровье? Обо мне не беспокойся, а береги себя, родная, что-то давно от тебя нет писем, почему? Котенок мой миленький, очень скучаю. Жду тебя». История любви летчика и медсестры Нехаевых из Ганцевичей в их трогательных письмах в военное время сегодня читается как живое свидетельство библейской истины, что «любовь никогда не перестает». Истории о судьбах земляков во время Великой Отечественной узнаю в Ганцевичском районном краеведческом музее.

История любви на земле и в небе


Евгений Алексеевич родом с Брянщины, в 1933 году исполнил свою детскую мечту о небе — стал курсантом 4-й авиабригады в Ржеве. Воевал на фронте с самого начала, все четыре долгих военных года. Чудо спасло его — и оно же свело с будущей женой. 

В тот день во время боевого вылета Евгений не сразу понял, что случилось. Перед глазами полыхнуло яркое пламя, обожгло лицо, руки. Его самолет ушел в крутое пике. Но летчик успел катапультироваться. Парашют подхватило ветром и по счастливому стечению обстоятельств унесло к своим. Раненого подобрали санитары-пехотинцы. Вновь пришел в себя он только в госпитале, где с тяжелыми ранениями и ожогами довольно долго восстанавливался.

Любопытно, что его боевые пути лишь тогда пересеклись с дорогами Антонины Морозовой, уроженки деревни Головково Калининской области. После окончания семи классов поступила в фельдшерско-акушерскую школу во Ржеве. Через три года попала в воинскую часть медсестрой — 105-я авиационная база в том же городе. Накануне войны часть передислоцировалась в Желудок на Гродненщине. Спасаясь от бомбежек при отступлении, не раз юная Тоня оказывалась лицом к лицу со смертью. Уже в первый день войны налет немцев на аэродром смешал небо и землю. Как вспоминала позже Антонина Михайловна, никто не мог понять, что творится. И только два летчика — Протасов и Григорьев — быстро оценили обстановку, поднялись в воздух и сбили два немецких самолета.

Позже вместе с частью она участвовала в обороне Москвы, где обслуживали женский полк и эскадрилью «Нормандия — Неман». Затем — наступление нашей армии.

Евгений НЕХАЕВ (второй слева) писал трогательные письма жене.

После встречи в госпитале вспыхнули чувства, Евгений и Антонина зарегистрировали брак 25 мая 1944 года. И вновь расстались — служба! Именно во время их разлуки полевая почта доставляла те самые трогательные послания, которые их дочь позже передала в музей. По ним можно судить, что временами весточки приходилось ждать долго, и это было особенно мучительно. Ведь уже явно чувствовалось, что победа близка:

«Мой милый Женик, здравствуй!!

Целую тебя крепко-крепко и обнимаю, твоя Тонечка. Мой милый, вот уже пишу так бессчетное количество писем, а ответа нет и нет. Ты пойми, как я за тебя беспокоюсь, мой зайчик. За меня не беспокойся, а береги себя. Жду быстренько ответ. Крепко целую, твой Тосик.

1.09.1944 г.»

Капитану, боевому офицеру уже не суждено было вернуться в небо из-за ранений — воевал на земле. На открытке с рисунком художника Баюскина «Встреча» он писал жене в конце 1944 года: «Родная моя Тосюлька! Я пока жив и здоров, поздравляю тебя с Новым годом. Пиши мне, моя дорогая, почаще, я буду очень и очень рад». Победу Евгений встретил в Потсдаме. Антонина в это время была в немецком городе Анклам, недалеко от Берлина.


В 1960 году супруги оказались в Ганцевичах, здесь и прожили всю оставшуюся жизнь, вырастили дочь Анну — сейчас она работает учителем в СШ № 3. Интересный факт: Антонина Нехаева, насмотревшись ужасов на войне, в мирное время не смогла работать медиком. Устроилась администратором в гостинице.

— Они так трогательно обращались друг к другу в письмах, такие хорошие слова подбирали, — делится наблюдениями директор музея Наталья Кулеш. — Обидно, что Евгений Алексеевич прошел всю войну, а погиб на своей улице — попал под машину. Ему было всего 52 года. Его жена прожила гораздо дольше. Жизнь пролетела, но историю их любви в письмах и открытках, подписанных химическим карандашом (а знает ли молодежь, что это?), бережно храним. 

Где могила Ивана Шемета?


Совсем недавно в руки Натальи Кулеш попали новые эпистолярные свидетельства времен Великой Отечественной войны. Сначала в районную газету, а потом и в музей обратились братья Виктор и Станислав Шеметы. Они просили помочь в поиске могилы их родного дяди Ивана Шемета, который погиб во время Висло-Одерской наступательной операции. Воевал он с августа 1944 года. Два солдатских треугольника всю жизнь хранила его сестра Евгения Шемет из деревни Раздяловичи. Перед смертью просила племянников найти место упокоения любимого брата. Своим родным — папе, «братам» Прокопу, Василю, Семену, Жене и Ксении — писал 22-летний солдат. Спрашивал про хозяйство, друзей, каялся, что не слушал отца. К любимому брату Василю обращался с упреком, мол, наверное, забыл меня. В этих посланиях, как и в письмах Нехаевых, нет малодушных переживаний за свою жизнь — только за близких. 

В центре— Ольга ЗАДЕРКОВСКАЯ.

Противник подготовил между Вислой и Одером семь оборонительных рубежей, эшелонированных на 300—500 километров, однако напрасно. 14 января, когда и погиб Иван Шемет, войска 1-го Белорусского фронта начали наступление с Мангушевского и Пулавского плацдармов. Продвижение было быстрым — 20 суток в день солдаты проходили по 20—30 километров, оставив позади почти всю Польшу, часть Чехословакии, подобрались на дальние подступы к Берлину. Но и потери советских войск составили, по разным данным, от 160 до 200 тысяч человек. К сожалению, вопрос о месте упокоения родственника Шеметов пока остается без ответа. 

За сожженную деревню Колки


Никого в те годы не удивляла большая семья, как у Ивана Шемета. Еще одна подобная фамилия — Ромашко. Три брата — Сильвестр, Иосиф и Антон, а также их мать вместе в 1942 году ушли в партизаны. В музее сохранились их снимки военного времени. Перед войной они жили в деревне Колки Клецкого района, что на границе с Ганцевичским. Первым партизанам в качестве связного начал помогать средний, Иосиф. В июне 1942 года озверевшие немцы сожгли дотла их деревню вместе с 32 жителями. Вся семья подалась в лес: Иосиф и Антон попали в отряд имени Фрунзе, старший брат Сильвестр — в отряд Дзержинского, мать Анна стала работать при штабе бригады имени Ленина — готовила обеды, шила, стирала белье, убирала. У старшего в семье имелись навыки сапожника, но он был инвалидом, а потому на задания не ходил. Был интересный случай — Иосифа, а также двух его товарищей по отряду отправили на разведку в немецкий гарнизон в Красной Слободе. Провели их по пропуску две местные девушки-связные якобы на гулянку. В результате благодаря собранным сведениям примерно через две недели гарнизон был разбит. 

Семья партизан РОМАШКО: Иосиф с Антоном, мать Анна и старший сын Сильвестр

Еще одна нетривиальная операция — уничтожение гарнизона в деревне Добромысль Бытенского района (ныне Ивацевичского). Полицейских партизаны решили заманить в ловушку-засаду на лесной поляне, засеянной рожью. А в бою возле станции Люсино пулеметчик Иосиф Ромашко сам получил серьезное ранение. Самолетом его доставили в госпиталь, грозила ампутация ноги, но ее все же удалось сохранить. Победу он встретил в Пинске. 

От Москвы до Сталина


Перебирая фотографии, я не могла обойти вниманием снимок с тремя красивыми девушками в военной форме, датированный 1943 годом. В центре — Ольга Задерковская, на фото ей 20 лет. В 1940-м ее семья переехала в Ганцевичи. С началом войны эвакуировались в Удмуртию. Потом были Киров, Актюбинск. Девушка сначала работала конюхом, потом — трубочистом, переехав в Киров, устроилась на спичечную фабрику. В госпитале ухаживала за ранеными, была донором. В 1942 году добровольцем ушла на фронт, прошла от Москвы до Сталина (ныне Донецк). После войны Ольга Ивановна вышла замуж в Ганцевичах, с мужем Андреем Андреевичем вырастили шестерых детей. И в мирной жизни фронтовичке пришлось поменять несколько профессий, а в итоге стала учителем. Непростая и интересная судьба, настоящий пример того, что нельзя отступать перед трудностями, а семья остается главной ценностью даже в самые тяжелые времена.

yasko@sb.by.

Фото автора и из архива Ганцевичского районного краеведческого музея.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter