На контроле Президента. Профтехобразование

Мастера на все руки

В последнее время все отчетливее проявляется дефицит рабочих рук на рынке труда в большинстве стран. Белорусский банк вакансий на 60 процентов также состоит из рабочих профессий. Наиболее востребованы сварщики, сантехники, слесари, водители. Причем сегодня мастера на все руки могут рассчитывать на одну из самых высоких зарплат. Отсюда и растущий интерес абитуриентов к профессионально-техническому и среднеспециальному образованию. Ежегодно путевку в рабочую жизнь получают более 60 тысяч человек. Какие возможности созданы для этого, как меняется система подготовки рабочих специальностей и готовы ли наши ссузы составить конкуренцию вузам? Об этом в очередной серии спецпроекта Агентства теленовостей, вышедшей в эфире канала «Беларусь 1». 



О том, что придется засучить рукава и много трудиться, Евгений Баковец, учащийся Минского государственного профессионального лицея строительства № 12, даже не подозревал, когда в 9-м классе решил закончить с детством и вступить во взрослую жизнь. Говорит, специальность выбрал случайно. И таких среди его сверстников немало. 

— 80 процентов ребят, которые даже понятия не имеют, что такое шуруповерт, — рассказывает заместитель директора лицея Игорь Вдовенко. — В основном на первом курсе приходится начинать с нуля. Объяснять, что такое стамеска, ножовка, как ими безопасно пользоваться. 

Поначалу эти перспективы не прельстили нашего юного героя, и он подумывал забрать документы и вернуться в школу. Однако со временем втянулся и сам не заметил, как увлекся. Уже в сентябре ему предстоит побороться за звание лучшего мастера в своей компетенции в Беларуси. А в следующем году, будем надеяться, его руки и талант покорят и весь мир на международном конкурсе профмастерства WorldSkills International.

Проект, в котором мы уже шестой год, открыл для нашей страны доступ к бесценному опыту. Как правило, новички начинают с последнего места в общекомандном зачете. Беларусь же сразу вписала свое имя в историю. Впервые мы выступили в Бразилии в ­2015-м и заняли 36-е место из 50. Спустя два года в Абу-Даби мы уже на 16-й позиции. В прошлом году сделали еще один шаг вперед (15-е место в общекомандном зачете). В следующий раз соревноваться в мастерстве предстоит в 2021-м. 

Один из лучших молодых плиточников страны Дмитрий Писарев покорял Абу-Даби в 21 год. Выпускник строительного лицея сегодня уже мастер производственного обучения. Поначалу Дмитрий планировал стать автомехаником, но на бюджет не прошел. За неделю до 1 сентября его судьбу решил сюжет, увиденный в новостях, где рассказывалось о новой специальности — укладчика напольных покрытий. Этому учили только у нас и в Киеве. 

Один из лучших облицовщиков в стране Дмитрий Писарев (слева) о своем выборе ничуть не жалеет. В его активе уже есть победы на престижных международных конкурсах.

— Я как-то загорелся, — признается Дмитрий. — Подал документы, у меня был один из самых высоких баллов. Приехал, увидел оборудование, которое раньше не видел, и меня это реально зацепило. 

О том, что практическая хватка — запрос времени, постоянно напоминает Президент. В этом направлении призывает двигаться и высшую школу, и проф­сектор. Готовить специалистов исходя от жизни — главное требование. Посещая в сентябре 2017 года Минский государственный автомеханический колледж, Александр Лукашенко подчеркнул:

— Рабочий-профессионал никогда не останется без дела. Он будет востребован всегда. И спрос на таких специалистов постоянно растет. Все больше молодых людей осознают, что профессиональное образование — это престижно и, самое главное, очень перспективно. 
Две трети вакансий на бирже труда — именно рабочие специальности. Спрос не уменьшается на водителей, сварщиков, слесарей и сантехников.  
Заниматься любимым делом в свое время хотел и учащийся столичного индустриально-педагогического колледжа Кирилл Косенков. Точнее, он им и занимался. Около 10 лет работал кинологом в группе задержания. Получил диплом о высшем образовании, стал офицером. Но оказалось, в глубине души хотел не этого. В свои 38 решил кардинально изменить жизнь. Первый шаг — биржа труда. Второй — выбор новой профессии, и снова за парту. Менее чем через полгода Кирилл станет, не удивляйтесь, электрогазосварщиком. 

В отличие от многих соседей по СНГ мы профессиональную школу не растеряли. А потому к нам приезжают за образованием. В прошлом году 836 иностранцев из 10 стран учились у нас рабочим специальностям. В нынешнем уже 942 человека из 30 государств.

Система профобразования в Беларуси многогранна. Во-первых, это проф­лицеи (раньше их называли училищами). Таких более 120 по всей стране. Сюда приглашают после девятых классов. Во-вторых, 110 среднеспециальных учреждений — это колледжи (некогда техникумы). Разобраться в наименованиях, похоже, под силу только тем, кто это придумал. Три года назад на Республиканском педсовете Президент поручил прийти к единому знаменателю. Сейчас в Минобразования над этим работают. 

— Мы вносим предложение ввести единое понятие для этих уровней — колледж, — отмечает первый заместитель министра образования Ирина Старовойтова. — Кроме того, планируется предоставить больше возможностей для самих учреждений вносить изменения в учебные программы, потому что здесь требуются гибкость, быстрота, мгновенная реакция на потребности в сфере экономики.

Сегодня правила диктует рынок. Ежегодно закрывают невостребованные специальности — таких в этом году ликвидировали 127. Взамен открыли более 200 новых. 

К примеру, строим национальную биотехнологическую корпорацию. Это тысяча рабочих мест. И система образования тут же реагирует.

— Открыта новая специальность «хранение и переработка зерна», на уровне профтехобразования в этом году внесена новая специальность, связанная с биотехнологиями, — техник-технолог, — пояснил ректор Республиканского института профобразования Валерий Голубовский

Да и в целом роль заказчика кадров сегодня становится иной. Он, по словам Ирины Старовойтовой, не просто становится наблюдателем со стороны за процессом образования, а диктует то содержание, которое должно быть у современного специалиста. 

Вячеслав Клевицкий, слушатель колледжа современных технологий в машиностроении и автосервисе, переехал с семьей в Минск из Хабаровска. Но прежде основательно выбирал себе новую специальность. В России работал с климатическим оборудованием, в Беларуси решил совершенствовать знания и снова пошел учиться. По индивидуальной программе. Так тоже можно. 

— Когда хочешь более глубоко получить знания о технике, то лучше посвятить полностью себя этому. Вложить деньги в образование, а уже потом будешь получать результат. Я буквально за месяц-два изучил 6 видов станков, — рассказал Вячеслав. 

В колледже в этом году такой курс прошло около полусотни человек. Индивидуальная программа — примерно 1200 рублей. Вячеслав уверен: это того стоит. Обучение технологиям завтрашнего дня — залог того, что без работы точно не останешься. 

В колледже современных технологий в машиностроении и автосервисе установлены станки премиум-класса, которые легко можно встроить в цифровое производство, в так называемую индустрию 4.0.
фото юрия мозолевского

— Глава государства всегда ставил задачу заниматься опережающей подготовкой кадров, и мы сегодня готовы предоставить специалистов, умеющих работать с технологиями, современными станками с ЧПУ, — говорит директор колледжа современных технологий в машиностроении и автосервисе Артем Рыбак

В колледже установлены станки премиум-класса. Их легко можно встроить в цифровое производство, в так называемую индустрию 4.0. Есть лаборатория современного цифрового производства, первая на постсоветском пространстве. Учащийся колледжа Артем Новиков по максимуму использует возможности ресурсного центра. Здесь разработал свою мехатронную станцию. Обычно такими установками управляют контроллеры стоимостью 2 тысячи евро, его же разработка стоит 200 евро. С ней парень покорил Беларусь, а в прошлом году представлял страну на выставке в Баку. Нашел инвестора и теперь готовится коммерциализировать разработку. Артему помогает его супруга, она даже паять научилась. 

Вот такое оно, уже семейное хобби. Возможно, вскоре их общую страсть разделит и третий человек. Молодая пара ждет девочку. Даже имя придумали — Доминика. Куда она пойдет учиться, когда вырастет, — в вуз или колледж, совсем не важно, считает Артем. По своему примеру знает — главное, раскрыть творческий потенциал и быть замеченным.
Ежегодно наши учебные заведения выпускают более 60 тысяч специалистов рабочего профиля. С одной стороны, цифра внушительная, с другой — это лишь 1,5 процента от всего занятого в экономике населения. Конечно, не всем быть профи на международной арене, но в Беларуси такие мастера без работы точно не останутся. 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter