Мастера колбасных обрезков

Как бороться с «мясной» контрабандой?
Как бороться с «мясной» контрабандой?

Недавно «СБ» опубликовала расследование собственного корреспондента по Гродненской области о таком весьма своеобразном виде бизнеса, как челночный «импорт» из Польши мясных изделий. Всевозможные колбасы, ветчины и прочие копчености ввозятся в Беларусь чаще всего мелкими партиями — по 5 килограммов: именно столько продуктов разрешается беспошлинно перемещать через границу одному человеку. За перевозку одного пакета полагается вознаграждение в несколько долларов. Потом это польское мясо отвозится на какой–нибудь импровизированный склад в одном из частных домов гродненского приграничья. Оттуда позже оптовики–перекупщики забирают товар для продажи на рынке. Проблема в том, что поступившие к нам таким образом польские колбасы чаще всего оказываются с истекшим сроком годности и очень небезопасны для здоровья. Ведь, кроме всего прочего, и перевозят, и хранят их в жутких антисанитарных условиях. Словом, действует достаточно отлаженная схема поставки в страну настоящей отравы под видом деликатесов в привлекательной упаковке. И участвует в этой схеме очень много людей.

О том, как переломить такую явно ненормальную ситуацию и что конкретно для этого делается, рассказывает начальник управления организации борьбы с контрабандой и административными таможенными правонарушениями ГТК Андрей Михалькевич:

— Истоки проблемы очевидны. В Польше продавцы стараются избавиться от мясопродуктов с истекающим сроком годности и реализуют их по бросовым ценам. Естественно, это на руку некоторым ушлым горе–предпринимателям, которые даже с учетом расходов на «переброску» товара в Беларусь могут заработать неплохие дивиденды. Ведь залежалые польские копчености будут в итоге дешевле качественных отечественных изделий, а значит, на них обязательно найдется свой покупатель.

Легально импортировать в республику ту же польскую ветчину крайне сложно: наш Минсельхозпрод проводит политику поддержки отечественного производителя. И для официального ввоза в Беларусь заграничного мяса нужно получать разрешение. Выдается оно, как правило, только крупным переработчикам и мясокомбинатам. Поэтому «теневикам» приходится разрабатывать обходные маневры существующей разрешительной системы.

К чему в итоге это может привести? В Украине, скажем, как констатируют наши коллеги, местная мясная промышленность из–за «серого» импорта практически «легла на лопатки». Поэтому весной этого года был введен запрет на ввоз польского мяса в Украину. И таможенная служба развернула широкомасштабную операцию по пресечению незаконного ввоза в страну мясных продуктов.

Естественно, мы тоже боремся с такого рода контрабандой. Известно, что применяются самые разные способы переброски мяса через границу. Самый распространенный, как уже говорилось, — перевозка мелкими партиями по 5 килограммов и дальнейшее складирование на приграничной территории. При проверке таких складов существуют сложности — ведь нельзя просто так войти в чей–то дом, не нарушив при этом конституционного права неприкосновенности жилья. Лишь когда мы достоверно знаем, что количество находящегося на хранении товара превышает все мыслимые пределы, только тогда получаем постановление об обыске и вскрываем подпольный склад.

Еще одна проблема заключается в том, что выгодность перевозки мясных изделий может соблазнить некоторых жителей приграничья настолько, что превратит их чуть ли не в профессиональных контрабандистов.

Такие люди зарабатывают себе на жизнь, перевозя уже достаточно крупные партии мяса в специально оборудованных машинах. Чаще всего в старом «Фольксвагене» или «Ауди–100» снимаются все сиденья, кроме водительского, и устанавливается мощный двигатель. Потом все свободное пространство этих переделанных автомобилей загружается мясными изделиями, и их владельцы пытаются незаметно пересекать границу вне пунктов пропуска — по так называемой «зеленке». Просто так их не остановишь: некоторых даже расстеленная на дороге специальная лента с шипами не пугает. Поэтому любое подобное задержание сопряжено с огромным риском. Ведь случись авария — пострадать может не только сам правонарушитель, но и случайно оказавшиеся на его пути ни в чем не повинные люди. Так что каждая операция по поимке контрабандистов отнимает очень много сил, нервов да и средств.

А что в итоге? Допустим, задержим мы 2 тонны мяса. Оно впоследствии будет уничтожено. Или в лучшем случае его перемелют в костную муку на корм скоту и оценят в несколько тысяч рублей. То есть если сопоставить, сколько сил и средств было привлечено к операции, с суммой предотвращенного ущерба, окажется, что с финансовой точки зрения, как говорится, овчинка выделки не стоит. Естественно, это не значит, что мы закрываем глаза на «мясную» контрабанду. Просто оперативными мерами стараемся выявлять наиболее крупные каналы поставок и пресекать именно их.

Для того же, чтобы искоренить ввоз некачественного мяса из–за границы как явление, необходимо принять специальные законодательные меры. Мы уже несколько раз вносили в Правительство предложение о том, чтобы вообще запретить ввоз в республику физическими лицами мяса и мясных продуктов. В конце концов, у нас хватает своих производителей, выпускающих прекрасные колбасы и ветчины и способных удовлетворить любые гастрономические запросы. И революционного в этом ограничении тоже ничего нет — подобный запрет сейчас действует, например, на территории стран Евросоюза. В любом случае силами только лишь правоохранительных структур невозможно соорудить барьер на пути заграничного мясного «вторсырья». Решать проблему нужно кардинально — чтобы здоровье ни о чем не подозревающих потребителей больше не было разменной монетой в опасных играх жуликоватых псевдобизнесменов.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter