7 апреля отмечается 95 лет со дня рождения Бориса Ковзана, единственного в мире летчика, совершившего четыре тарана вражеских самолетов

Мастер воздушного тарана

Герой Советского Союза Борис КОВЗАН, 1950 год
На Аллее Героев, расположенной на площади Победы в Бобруйске, выгравированы имена 18 Героев Советского Союза и одного полного кавалера ордена Славы. Среди этих заслуженных людей и воспитанник Бобруйского аэроклуба полковник Борис Иванович Ковзан. В годы Великой Отечественной войны он совершил 360 боевых вылетов, провел 127 воздушных боев, сбил 28 самолетов противника. Б.И. Ковзан единственный в мире летчик, который совершил четыре тарана вражеских самолетов. 7 апреля 2017 года отмечается 95 лет со дня рождения прославленного героя-летчика.

Школа для пилота 


Родился Борис Ковзан в городе Шахты Ростовской области. Отец, Иван Григорьевич, родом из Белоруссии, мать, Матрена Васильевна, донская казачка. Борису было около шести лет, когда родители переехали в поселок Логойск Минской области. Здесь Боря пошел в начальную школу, а в 1932 году семья Ковзан обосновалась на родине Ивана Григорьевича — в Бобруйске. Это было время массового увлечения молодежи авиацией. Подросток Ковзан занимался в авиамодельном кружке, умело мастерил воздушных змеев, планеры и запускал их в голубую высь бобруйского неба, затем в городской технической станции мастерил авиамодели различных модификаций. В Бобруйском краеведческом музее ныне экспонируется крыло модели самолета, сделанное в те годы учащимся 6-го класса Борисом Ковзаном.

На республиканских соревнованиях этот старательный школьник-авиамоделист занял 2-е место и в числе других победителей был поощрен полетом на самолете Бобруйского аэроклуба имени М.Т. Слепнева. И с тех пор буквально заболел авиацией. С 7-го класса Борис начал регулярно посещать занятия в местном аэроклубе, в котором совершил первый прыжок с парашютом, затем прошел обучение и осуществил первый самостоятельный полет на учебном самолете У-2. Позже он отметит: «Биография многих летчиков-фронтовиков начиналась с аэроклубов Осоавиахима. Отличная школа для пилотов! Нас там воспитывали не просто летчиками, но отчаянными и храбрыми бойцами. Мы росли готовыми к подвигу, храбрыми, со стальными нервами». 

Шел третий день войны


В 1939 году, после окончания средней школы и Бобруйского аэроклуба, 17-летний Борис поступил в Одесскую военную авиационную школу пилотов имени Полины Осипенко. Здесь опытные инструкторы в короткие сроки обучили курсантов технике пилотирования в сложных условиях, основам воздушного боя, бомбометания с горизонтального полета и пикирования на самолетах. 

Осенью 1940 года, успешно окончив училище, младший лейтенант Ковзан в должности летчика-истребителя был направлен служить в Западный особый военный округ — 160-й истребительный авиаполк 43-й истребительной авиационной дивизии, который дислоцировался в Речицком районе. Здесь его и застала Великая Отечественная война. 

Свой боевой счет летчик Ковзан открыл 24 июня 1941 года, на третий день войны, при защите воздушных рубежей Гомеля, уничтожив на одномоторном истребителе И-15бис немецкий бомбардировщик «Хейнкель-111».

Герой четырех воздушных таранов 


Впервые на таран вражеского самолета Борис Ковзан пошел в битве под Москвой. 29 октября 1941 года он во главе звена истребителей Як-1 вылетел на сопровождение советских штурмовиков в район города Зарайска. В фондах Белорусского государственного музея истории ВОВ хранятся воспоминания летчика о тех незабываемых событиях: «Обстреливая вражескую колонну, вдруг заметил истребитель-бомбардировщик «Мессершмитт-110», который прикрывал свои части. Решил атаковать и вскоре мне удалось поразить стрелка, но тут закончились боеприпасы, да и горючее было на исходе. Машинально бросил в эфир: «Я — «Тюльпан», по курсу — Москва, иду на таран!» Мой самолет концами лопастей винта отсек левое хвостовое оперение «мессера», и он, потеряв управление, завертелся в воздухе и камнем пошел к земле... Сам же я благополучно приземлился на своем аэродроме». 

Герой Советского Союза Б.И. КОВЗАН на встрече с воинами Минского гарнизона в музее КБВО, декабрь, 1980 год

…22 февраля 1942 года летчик 744-го истребительного авиационного полка Борис Ковзан вылетел на «ястребке» на прикрытие шоссе Москва — Ленинград между Вышним Волочком и Торжком. Прямо перед собой, на высоте двух тысяч метров, увидел трех вражеских «юнкерсов» Ю-88. Не теряя ни секунды, Борис ринулся в атаку. Расстреляв боезапас, применил таранный удар и сел на поврежденном самолете. Весть о героизме летчика облетела весь Северо-Западный фронт. За этот подвиг лейтенант Борис Ковзан был награжден орденом Ленина. Награду ему вручил командующий ВВС фронта генерал-лейтенант авиации Куцевалов.

…9 июля 1942 года на том же самолете Як-1, выдержавшем уже два таранных удара, Ковзан вылетел в составе группы истребителей на прикрытие советских бомбардировщиков, наносящих удар по немецкому аэродрому в Демянске. Над железнодорожной станцией Любница Новгородской области, спасая товарища летчика В. Малова, Борис отвлек на себя два «месcершмитта», пойдя на одного из них в лобовую атаку. За мужество и героизм Ковзана наградили орденом Красного Знамени, присвоили внеочередное звание старший лейтенант.

…13 августа 1942 года в районе города Старая Русса Новгородской области во время выполнения боевого задания Борис Ковзан на расстоянии 15 км от советского аэродрома внезапно обнаружил несколько «мессершмиттов» Мe-109. 19-летний бесстрашный летчик принял решение вступить в неравный воздушный бой. Белорусская журналистка Лариса Шипуля в повести «Четыре тарана в небе», изданной в 1982 году к 60-летию Б.И. Ковзана, со слов летчика так описывает это отчаянное воздушное противоборство: «Навстречу горящему Як-1, вырастая с каждым мгновением, шел «мессершмитт». Операторы на земле приняли слова Ковзана: «Машина горит. Ранен в голову. Вытекают мозги. Иду на таран!..» И Борис направил свой горящий истребитель прямо в лоб надвигающемуся «мессеру». 

От сильного удара летчика выбросило из кабины. Упади Борис на луг или лес, он бы неминуемо разбился насмерть даже при раскрытом парашюте, но он угодил в зыбкую трясину. При падении сломал бедро, левую руку, несколько ребер. Колхозники, наблюдавшие за этой воздушной схваткой, вытащили Бориса из трясины, оказали ему первую медицинскую помощь и вскоре в копне прошлогоднего сена переправили к партизанам. А оттуда с лесного аэродрома так и не пришедшего в сознание летчика доставили в Москву.

Самый тяжелый бой


Советский политический плакат «Таран — оружие героев! Слава сталинским соколам — грозе фашистских стервятников».
Художник А. Волошин, 1941 год.

В московском госпитале, где знаменитый летчик пробыл десять месяцев и перенес несколько сложных операций, ему пришлось выдержать свой самый тяжелый бой за то, чтобы выжить. «Я буквально цеплялся за жизнь зубами», — скажет он потом сослуживцам. Врачи спасли ему не только жизнь, но и восстановили здоровье, однако правый глаз сохранить не удалось. Учтя горячее стремление Ковзана пойти на фронт, его признали годным к летной работе без ограничений и разрешили летать на боевых самолетах. Вскоре он был направлен в действующую авиационную часть, где прошел всю войну, в воздушных боях сбил еще шесть самолетов противника.

24 августа 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Ковзану за героизм и мужество в боях с немецко-фашистскими захватчиками было присвоено звание Героя Советского Союза. В фондах Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны хранится фронтовое письмо Бориса Ивановича родителям: «Дорогие мои. С радостью сообщаю вам: на фронте я не подкачал, и вам не будет стыдно за сына. Сейчас я — гвардии капитан, продолжаю громить немецких стервятников. Удостоен звания Героя Советского Союза, награжден четырьмя орденами. До встречи после победы над ненавистным врагом!»

После войны Борис Иванович продолжил службу в авиации, успешно окончил Военно-воздушную академию, работал начальником Рязанского клуба ДОСААФ. 

В Беларуси чтут память о герое: в Минске по улице Романовская Слобода на доме, где жил Борис Ковзан, установлена мемориальная доска, в Бобруйске его именем названа улица. Имя героя золотыми буквами выбито в зале Победы музея ВОВ. В фондах музея хранятся фото Ковзана разных лет, фронтовые письма родителям, почетные грамоты и другие документы летчика-истребителя. 

Николай ШЕВЧЕНКО

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter