Выставка «Валерый Шкаруба. In Memoriam» напоминает о непреходящей ценности реалистического искусства

Мастер пейзажа

В Национальном художественном музее открылась ретроспективная выставка «Валерый Шкаруба. In Memoriam», посвященная памяти и 65-летию со дня рождения выдающегося белорусского художника, творчество которого хорошо известно не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами.


По словам генерального директора музея Владимира Прокопцова, у посетителей есть возможность познакомиться со всеми этапами творчества мастера, познать глубину, целостность и уникальность его внутреннего мира:

— Это знаковое событие для всей художественной жизни Беларуси. К сожалению, Валерий Шкарубо ушел от нас очень рано, на самом творческом взлете. Свет его картин производит поистине магическое воздействие.


Событие, с одной стороны, радостное, а с другой — печальное, потому что Валерия Федоровича уже нет с нами, он умер 19 ноября 2020 года в возрасте 62 лет, сказал председатель Белорусского союза художников Глеб Отчик:

— Он по-новому раскрыл образ Беларуси, ее природы. Много и самоотверженно работал. Его произведения сегодня хорошо известны во всем мире. Любой художник жив, пока живут его картины. Картины Шкарубо живут сегодня рядом с нами, значит, мы всегда будем его помнить.

Экспозиция развернулась в главном корпусе Национального художественного музея, в большой галерее на втором этаже. Здесь представлено более 50 произведений мастера. Все они дышат его неповторимой аурой и искренней любовью к тихой красоте родной природы. Валерий Шкарубо работал в жанре пейзажной живописи, развивал в своем творчестве традиции реалистического искусства. Его картины отличает высокий профессионализм исполнения. В них тонкость поэтического восприятия природы сочетается с глубоким лирико-философским содержанием.


Пейзажи Шкарубо неброские, неяркие, «серенькие», как говорил о них сам художник. Зато такие знакомые, родные, здешние… На большинстве работ — поздняя осень, любимая пора года Валерия Федоровича: когда листьев уже нет ни на деревьях, ни на земле, а вся природа словно затаилась в ожидании первого снега. «В этом есть даже какая-то сакральная глубина — таинственная, непостижимая. Это очень сложное состояние природы. Да, немного грустное. Но в этой грусти вся глубина, вся философия», — объяснял он.

Глядя на его пейзажи, будто сам погружаешься внутрь изображенного пространства, оставаясь с природой один на один. С этими картинами хочется как можно дольше оставаться наедине, возвращаться к ним снова и снова. Шкарубо намеренно упрощал сюжеты, писал места, к которым мы все привыкли: понятные и обыденные. Он считал, что его задача как художника «сделать так, чтобы человека привлекло, тронуло именно предельно простое, то, что мы видим каждый день, мимо чего проходим». Земля, вода, небо, лес, поле — вечные стихии мастера. Через их образы он старался передать душу, внутренний мир человека.


Валерий Шкарубо, уроженец Борисова, признавался, что самые плодотворные пленэры у него всегда проходили на Минщине, хотя он пробовал писать в разных странах — все не то. Его полотна рождались только в родных широтах. Умиротворением и покоем веет от этих работ — и никаких тревог, волнений. Людей на картинах нет, человек находится где-то там, за пределом пейзажа. Много воды, дорог, перекрестков, тропинок… Дорога — символ продолжения жизни, вечного движения. В дороге скрыта судьба человека.


Напомним, персональные выставки художника с успехом проходили как в Беларуси, так и в самых престижных музеях и галереях России, Франции, Бельгии, Германии, Италии, Китая, Японии. Валерий Шкарубо принимал участие в многочисленных культурных мероприятиях за рубежом. В 2005 году его работы были представлены на 51-й Венецианской международной биеннале искусств. Он участник выставок белорусской живописи в Центре Пьера Кардена в Париже, в японском городе-побратиме Минска Сендае, во дворце Хофбург в Вене и многих других.

Ретроспективная выставка «Валерый Шкаруба. In Memoriam» продлится в Национальном художественном музее до 26 марта.


pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter