ЖЭУ не справляются с платными услугами

Мастер на час

Платных бытовых услуг в ЖЭСах нынче будет не 1.910, а 32. Гендиректор минского ЖКХ Виталий Смирнов cообщил эту новость как данность. Чем несколько удивил. Подумать только, как широк был, оказывается, диапазон квалификации жэсовских столяров, сантехников и плотников! Жаль, не проверишь. Поздно, укатил поезд. Ведь теперь заказать в ЖЭСе можно только некоторые виды сантехнических, электромонтажных и других работ. Например, по заявке отключат стояки водоснабжения или отопления. А вот заказ на другие платные услуги ЖЭСы и ЖЭУ будут принимать, цитирую гендиректора, «только если у них найдутся специалисты и материалы». Мотив: содержание бригад по быту не окупается — мало заявок от жильцов.


Что ж, тут не поспоришь. С платными услугами в ЖЭСах всегда была неувязка. А тут еще реформа. Однако лиха беда начало. Как бы в итоге коммунальные службы и вовсе не ушли с рынка бытовых услуг. Чем это может обернуться на практике, попробую помочь вам представить. Итак, если вы сегодня позвоните в ЖЭС любого района Минска, кроме Партизанского и Первомайского, которые активно реформируются, и закажете, к примеру, услуги столяра по замене замка в двери, то мастер придет завтра в удобный для вас интервал времени и за работу по прейскуранту возьмет 54 тысячи 600 рублей. Сумму позже включат в жировку. Замок, правда, придется купить самостоятельно. Алгоритм, конечно, может иметь вариации, но, по крайней мере, есть.

А вот что приключилось с Галиной Чернояровой, дом которой нынче обслуживает реформированный недавно ЖЭУ № 1 Партизанского района Минска. Галине Александровне 90 лет, инвалид II группы. Недоглядела, как в сливное отверстие душевой кабины провалилась пробка, заблокировав воду и в ванной, и на кухне одновременно. В бывшем ЖЭС–12, куда бросилась звонить пенсионерка, сказали: у нас реформа, всех сантехников поувольняли, обращайтесь в службу 115. Кроме того что дозваниваться пришлось с 10.00 до 11.45, так еще через 3 часа явились двое парней, посмотрели на ее море разливанное, сказали, что услуга платная, надо заключать договор, и в итоге, ничего не сделав, ушли. Близился вечер, а пенсионерке ни руки помыть, ни еду приготовить. Хоть караул кричи. В общем, пошла она разыскивать уволенных сантехников, которые обслуживали дом до реформы. Благо базируются неподалеку. Нашла. Все сделали, взяли наличкой 150 тысяч рублей. По известной «серой» схеме, мимо кассы.

А теперь давайте представим, что такая реформа свершилась во всех ЖЭСах Минска. Сантехников, плотников и столяров, оказывавших бытовые услуги по замене замков, прочистке засоров, установке смесителей, уволили. Что делать? Искать мастера по объявлению? Попробовала. По одному телефону сказали, что специалиста по врезке замков, например, у них нет, а в гипермаркете бытовых услуг огорошили гиперценой — 330 тысяч рублей. Замок стоит дешевле — 250 тысяч. О чем это говорит? Конкурентного рынка нет, раз цены в 6 раз выше, чем в ЖЭСе. А нет конкуренции, не будет и качества. А эта беда серьезнее. Вдумайтесь. Поставят ли замок хорошо, плохо ли, большого вреда окружающим от того нет, разве что очень испортит настроение заказчику. А если речь идет, допустим, о переносе змеевика в ванной? Вдруг какой–нибудь друг Вася или мастер–самоучка возьмет и перенесет прибор так, что оставит без нормального водоснабжения соседей? Или неправильно установленный шланг в санузле затопит все этажи сверху донизу? Что будем тогда делать? Ведь, понятно, нельзя любого с улицы пускать к электрическому, сантехническому и прочему сложному техническому оборудованию. Хорошо бы удостовериться в его квалификации. Кто будет удостоверяться?

Кроме того, когда услуги оказывал ЖЭС, то его специалисты примерно знали, что делается в квартирах, как и когда. Отделку квартир у нас массово делают «в серую». Нам этого мало? Теперь еще и ремонт проводки и сантехники отправляем туда же, в тень? Хотя, презентуя реформы, нам говорили совсем о другом: что в ЖЭУ появятся образцовые хозрасчетные бригады, работники которых будут иметь сертификаты, подтверждающие их квалификацию, за заказы жильца начнут сражаться, вырывая их друг у друга. Однако пока ни работников, ни сервиса, ни услуг. Что это? Издержки перестройки? Или то, к чему на всякий случай надо готовиться?

aelita@sb.by

Советская Белоруссия № 19 (24901). Вторник, 2 февраля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter