
Надо сказать, что характерная черта Сергея Герасимова — во всех работах опираться почти исключительно на своих учеников, заранее расставляя их по ролям. Так, он точно знал, что царевна Софья в его будущей вымечтанной картине — Наталья Бондарчук, мать будущего императора царица Наталья — роль для Тамары Макаровой, что Алексашка Меншиков — это Николай Еременко — младший… Ученики и близкое окружение у Герасимова пробы не проходили: их возможности он досконально знал заранее, представляя, от кого и что можно требовать.
Николай Еременко — младший годы спустя говорил: «Когда мы встречаем ученика Герасимова любого поколения, ощущаем, что это родной человек, наша семья. И нет никакой дистанции, ведь Герасимов и снимал в своих фильмах почти всегда учеников, потому что слов меньше требовалось, объяснений, возникало полное взаимопонимание…»Словом, режиссер определился с тем, на какие позиции он расставит своих студентов, какие роли отдаст звездам старшего поколения: Олег Стриженов — фаворит царевны Софьи князь Голицын, гигант с гулким басом Роман Филиппов — князь‑кесарь Ромодановский, Александр Белявский — боярин Нарышкин. Подтвердили участие в съемках Николай Гринько, Лидия Федосеева‑Шукшина, секс‑символ Советского Союза Борис Хмельницкий… Не хватало артиста, способного сыграть молодого Петра.
Выход предложил театральный педагог Виктор Монюков, на курсе которого в Школе‑студии МХАТ был очень способный студент — Дмитрий Золотухин. Режиссер думал над этой кандидатурой около полугода. «Меня пробовали полгода на главную роль и утвердили как раз в то время, когда мы выпускались в Школе‑студии, — вспоминал Золотухин. — Я сразу же уехал в Германию, там начинались съемки картины…» (фильм был в совместном производстве с ГДР, так что часть эпизодов, связанных с Великим посольством, снимали за рубежом).

«Мне повезло, когда не нашлось никого среди учеников Герасимова, кто смог бы эту роль «сделать», — рассуждал Дмитрий Золотухин. — Я попал в его окружение. На площадке со мной работали Тамара Макарова, Николай Еременко, Вадим Спиридонов, Любовь Полехина, Борис Бачурин, Люба Германова, Марина Левтова, Эдуард Бочаров. Я один был чужеродный, мхатовский…»
Впрочем, это не значило, что другие артисты как‑то отторгали или не ценили молодого коллегу. Наталья Бондарчук восторгалась: «Впечатление было, что это абсолютно полное попадание — молод, красив, с мощным голосом, харизма, все есть! Лучшего Петра я не представляю». И без того высокому Золотухину сделали обувь на платформе и снимали его нередко снизу — так появлялся эффект, позволявший хотя бы визуально «догнать» до петровских двух с лишним метров роста.
Режиссер работал с молодым актером вдумчиво — в отличие от многих Герасимов на площадке не гнушался репетировать. И своих учеников также гонял нещадно. Наталья Бондарчук вспоминала, как он требовал от нее в роли царевны Софьи падать на колени: «Ты должна не просто пасть перед образами, а рухнуть как подкошенная!» Актриса с размаху ударилась об пол и разбила себе колени. Доиграла эпизод, молча подвывая от боли, и… получила похвалу мастера.
Основных действующих лиц в дилогии почти 50 человек плюс огромное количество массовки. Для них шились сотни костюмов петровской поры: для «Юности Петра» русских нарядов «под старину» — расшитых ферязей, боярских шуб, богатых летников, драгоценных барм и украшенных жемчугами кокошников, для второй части дилогии — кафтанов и платьев с кринолинами на европейский манер.
![]() |
![]() |
![]() |
Фильм снимался в Суздале, в Белгороде‑Днестровском, под Костромой, Новодевичий монастырь съемочная группа вообще обжила до последнего уголка. Даже в тщательно оберегаемую музейщиками Царицыну палату в Кремле, куда крайне редко, неохотно и маленькими группками пускают экскурсантов, команде Герасимова несколько раз давали допуск, пусть всего на пару часов, однако это позволяло сделать роскошные кадры.
«Ответственность была, конечно, нереальная. Потому что роль специфическая и очень трудная, — вспоминал Золотухин. — Петр I — это некий образ, который существует многие века и в искусстве, и в иконографии, и в некоем рисунке пластики и мимики, который мы все себе представляем… Потом, когда я сыграл, ко мне то и дело подходили случайные люди, смотрели на меня серьезно какое‑то время, а затем говорили уверенным голосом: «Похож!» Как будто они видели перед собой Петра».
Первую часть дилогии в советском прокате посмотрело 23,5 млн зрителей. В 1981‑м на XIV Всесоюзном кинофестивале в Вильнюсе режиссер Сергей Герасимов получил специальный приз за масштабность воплощения историко‑патриотической темы в фильмах «Юность Петра» и «В начале славных дел». А Дмитрий Золотухин мгновенно стал звездой: по итогам опроса журнала «Советский экран» он был признан лучшим актером года.Кстати, Золотухин — единственный артист, который сыграл Петра I в трех фильмах. В 1981 году режиссер Илья Гурин пригласил его на роль самодержца в телесериале «Россия молодая» по роману писателя Юрия Германа. За эту работу актер получил Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых. А потом поступил во ВГИК на режиссуру — чтобы в полной мере стать учеником Сергея Герасимова…
ovserpyan@sb.by