Мастер элегантных решений

В кресле художника–гримера канала «Беларусь 1» Татьяны Жогал сидели Горбачев, Жириновский, Зюганов и много других видных политиков, общественных деятелей и телеведущих...

Красивая телекартинка — паззл, собранный множеством рук. Правильный свет, нужный ракурс, грамотно оформленная студия. Для нас, зрителей, конечно, все это детали, меркнущие на фоне главных лиц в кадре — ведущих. Но ведь и их внешний вид — заслуга работников закадрового фронта... В кресле художника–гримера канала «Беларусь 1» Татьяны Жогал сидели Горбачев, Жириновский, Зюганов и много других видных политиков, общественных деятелей и телеведущих. Она и ее коллеги отвечают за то, чтобы хозяева и гости общественно–политических программ и новостных выпусков выглядели как подобает.


Проблемы — за дверью


Когда Татьяна 14 лет назад пришла на телевидение, такого разнообразия каналов, как сейчас, не было — все сводилось к одному–единственному БТ, да и профессия диктор еще не канула в Лету.


— Тогда было модно накручивать пряди на бигуди, делать начесы. Мы выпрямляли волосы на пиве — смачивали и щеткой вытягивали. Когда шла на работу, покупала бутылку, причем пиво нужно было непременно темное. Сейчас ведущие стремятся к естественности, стараются сохранить свой цвет, не перегружать волосы, хотя они, конечно, менять внешность самостоятельно не могут, все–таки лица канала, себе не принадлежат, — делится профессиональными тайнами Татьяна.


Вообще, оказывается, существуют две гримерные с разными «профилями»: одна занята в подготовке программ развлекательного плана, а другая — серьезных. Ведь объединить в одном пространстве политиков и, скажем, участников «Евровидения» невозможно. Обычно с важными персонами Татьяна работает одна — в комнате больше никого нет, но вот в случае с Горбачевым все было иначе.


— Он приезжал к нам, когда еще Раиса Максимовна была жива... Так вот, когда я его гримировала, в комнате у двери стоял охранник. А у меня был включен телевизор, шла молодежная программа 5х5 и звучал тяжелый рэп. Охранник попросил: «Татьяна, сделайте, пожалуйста, потише телевизор». Я сделала. А Горбачев вдруг сказал: «Татьяна, а вот сколько вам лет? Вы не стесняйтесь, мне уже можно говорить». Я сказала. Он заметил: «Вот смотри, Сергей, она молодая, ей вот это нравится. Ты средних лет, тебя это раздражает, а мне уже все равно!» Так он показал, что хотя охранник для него старался, ему–то как раз музыка и не мешала, и раз мне она нравилась, я могла бы ее слушать и дальше. Это был приятный момент.


— Девочкам, которые к нам приходят на работу, говорю: да, мы живые люди, у нас хватает проблем, но их мы должны оставить за дверью.  Остальное — дело мастерства: а сделать надо так, чтобы ведущий думал не о том, что у него на голове, а о том, как подать информацию. Фантазийные элементы — под запретом, в макияже акцент делается на глаза, в прическе должен быть четкий контур.


Адреналин–шоу


На телевидении не каждый парикмахер–визажист сможет работать. И дело вовсе не в том, что рабочий день начинается в 6 утра, ведь все новости идут в прямом эфире и надо заранее подготовить ведущих к первому утреннему выпуску.


— Сложность в том, что надо уметь собраться и быстро выдать результат, — говорит Татьяна. — Новости не перенесут на более позднее время из–за того, что гример не успел. Все делается стремительно, бывает, образ получается за какие–то секунды.


И если здесь есть хоть какая–то определенность (по крайней мере, представление, с кем придется работать), то когда в студию приходят гости, это всегда некий сюрприз. Ведь неизвестно, с чем «на голове» человек придет, а времени–то мало — чтобы привести его в порядок, отводится всего 5 — 7 минут. И надо исходя из той прически, которая есть (не стричь, не красить), сделать картинку. Татьяна признается, что с мужчинами в этом плане работать проще, надо лишь блеск с лица убрать, хотя, бывает, и необходимо замаскировать какие–то дефекты, покраснения. А женщине и укладка нужна, и макияж, чтобы она хорошо выглядела в кадре. Случалось, что приходили дамы с отросшими корнями на окрашенных волосах, и это за считанные минуты маскировали так, что на экране не было видно. Самое интересное, что при решении таких, казалось бы, невыполнимых задач на высочайшем уровне концентрации результаты получаются даже лучше, чем при неторопливом подходе.


— У меня есть клиенты — звезды. Вот, например, Георгий Волчек. Он обслуживался у другого мастера на телевидении, пришел как–то, а тот занят. Рядом — я, но у меня 7 минут до того, как придут ведущие. И я за 7 минут его постригла. Мы общаемся уже 10 лет, и все это время он вспоминает ту первую стрижку. Я настолько собранна была, на адреналине работала, что руки сами летали, это было чистое мастерство.


Случалось ей и в экстренном порядке, за двадцать минут, «ваять» вечерние прически, на которые в салонах уходит по полтора часа. Татьяна уверена, что такому подходу можно научить — по крайней мере, ей это удавалось передать слушателям на курсах, где она много лет преподавала парикмахерское искусство и визаж. Главное — гореть желанием делать людей красивыми. Что, к сожалению, не так уж часто встретишь в среде парикмахеров. Например, пришла ее ученица в парикмахерскую, попросила сделать аккуратную короткую стрижку бритвой, а ей говорят: «Хотите аккуратную — поезжайте в такой–то салон!»


— Что это за отношение? Разве можно потом сесть в кресло к такому мастеру? — возмущается Татьяна, которой, кстати, тоже как–то отказались уложить волосы, потому что в салоне... не было утюжка. А ведь у людей этой профессии должно быть стремление к самосовершенствованию!


Чтобы собрать вокруг себя единомышленников, Татьяна организовала свое детище — творческий центр «Эстерио», который расположился в молодом, активно застраивающемся минском микрорайоне Дружба. Вполне вероятно, что именно ученики центра смогут его преобразить, найдя свое призвание в новой профессии и открыв свое дело. Кстати, в «Эстерио» возможно не только раскрыть свои творческие способности в парикмахерском искусстве и визаже, но и овладеть жестовым языком и заняться затем сурдопереводом, научиться ораторскому мастерству и умению себя подать. Причем, что немаловажно, все преподаватели — практики, с огромным накопленным опытом. Например, искусство публичных выступлений предполагается постигать под чутким руководством собственного корреспондента в странах Балтии канала «Беларусь 1», обладателя специальной премии Президента деятелям культуры и искусств Дмитрия Костина, 20 лет проработавшего журналистом на телевидении. Татьяна уверена: «Если другие люди так же загорятся, как мы, проникнутся радостью творчества, думаю, будет больше позитива вокруг». Глядя на то, как энергично она взялась за дело, в это легко верится.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter