Творческий почерк режиссера Вячеслава Никифорова характеризует стройность стиля и внимание к простому человеку

Мастер экранизаций и не только

13 августа режиссер, сценарист, актер, педагог Вячеслав Никифоров отметит 80-летие

Имя себе Вячеслав Никифоров сделал еще во времена Советского Союза, сняв фильмы «Зимородок», «Хлеб пахнет порохом», «Отцы и дети» по одноименному роману Ивана Тургенева, «Благородный разбойник Владимир Дубровский» по роману Александра Пушкина «Дубровский». Его киноработы хорошо известны как в Беларуси, так и за ее пределами.


Сюжеты из жизни

Уже в наше время Вячеслав Александрович, переключившись на сериалы, снял десятисерийный фильм «Палач» с медийными актрисами Юлией Пересильд, Викторией Толстогановой и Мариной Александровой. В 2016 году проект получил три российские премии «Золотой орел», в том числе за лучший телефильм или мини-сериал. Это история разоблачения Антонины Макаровой, которая во время Великой Отечественной войны, будучи на службе у фашистов, расстреляла более 1500 человек, а в мирное время, выйдя замуж, обосновалась в Лепеле, где спустя десятилетия и нашли ее оперативники.

Другого бы этот сюжет испугал. Но только не Никифорова. В нем до сих пор живет та боль. В одном из интервью он вспоминал: «Летом 1942-го начался захват Северного Кавказа фашистами, и мама, беременная мной, бежала в Сочи. Я родился во время бомбежки Адлера. Упала бомба, мама потеряла сознание — и появился ребенок. Мама рассказывала, что в младенчестве я никогда не плакал, даже если было очень холодно и голодно. Война сидела в нас долго, ведь мой отец, журналист, был в партизанском отряде имени Николая Гастелло, который активно действовал на Северном Кавказе. Послевоенное время помню хорошо. Бывшие партизаны приходили к нам, я слушал их рассказы, впитывал… В 1957-м стали возвращаться в Апшеронск бывшие полицаи. Они отсидели срок за пособничество врагу и теперь горели местью, подбрасывали отцу письма с угрозами, потому что он после войны был в комиссии по расследованию их преступлений. Семье пришлось уехать в Восточную Сибирь, где были родственники… У меня в сердце и памяти такие потрясающие сюжеты из жизни, такие замыслы…»

«Палач».

В унисон с Тургеневым

Вячеслав Никифоров родился 13 августа 1942 года в селе Веселом Адлерского района Краснодарского края. В 1957—1959 годах учился в вечерней театрально-драматической студии при Республиканском русском театре в Улан-Удэ. В 1969-м окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Л. Кулешова и А. Хохловой). В 1959—1963 годах работал актером театров в Абакане и Рязани. В кино — с 1968 года.

В Минске Никифоров впервые оказался еще студентом ВГИКа. Учился на режиссерском факультете и приехал сниматься в кино. Это была небольшая роль в фильме Николая Фигуровского «Сколько лет, сколько зим». Признавался, что Минск его удивил: огромный, древний, но с совершенно молодой, послевоенной «кожей», неспешный и уютный. Второй раз приехал сюда снимать первое самостоятельное кино «Берег принцессы Люськи». После работал на «Беларусьфильме» над картиной «Зимородок» и остался в Минске.

В 1970-х снял на «Беларусьфильме» киноленты «Хлеб пахнет порохом», «Сын председателя», «Фруза» (в основу сценария Федора Конева лег рассказ Василя Быкова «На тропе жизни»). Встретил в Минске и большую любовь, которая принесла Никифорову долгожданный душевный покой. Одновременно начал работать над экранизацией романа Ивана Тургенева «Отцы и дети». Родился этот фильм — родилась семья: супруга Алла, любимые дочери Ариадна и Валентина. А лента «Отцы и дети» в 1986 году была удостоена Государственной премии СССР. В составе тех, кто присуждал премию этой картине, были Михаил Ульянов и Майя Плисецкая. Решение приняли почти единогласно. Председатель Гостелерадио СССР Сергей Лапин сказал: «Теперь уже лет двадцать к этому роману Тургенева прикасаться не надо».

Были у режиссера и другие награды, а снятые в России сериалы «Империя под ударом», «На безымянной высоте», «Знахарь» зрители с удовольствием пересматривают и сегодня.

«Отцы и дети».

Особое чувство классики

В эти дни в Музее истории белорусского кино проходит ретроспективный показ фильмов Вячеслава Никифорова. Непременно сходите в этот гостеприимный и уютный зал, чтобы освежить их в памяти.

— Наша обязанность как музея — включать в современный контекст все лучшее, что было создано в белорусском кино, постоянно популяризировать творчество наших ведущих классиков и мастеров. Круглая дата Вячеслава Александровича — прекрасный повод пересмотреть его фильмы, — убежден руководитель музея Игорь Авдеев.

— Игорь Олегович, экранизации — одна из сильных сторон режиссуры Никифорова. Можно сказать, что он как-то по-особому чувствовал классику, когда переносил на экран произведения Пушкина, Тургенева?

— Безусловно. Вне всякого сомнения, его фильм «Отцы и дети» признается лучшей экранизацией романа Ивана Сергеевича Тургенева, на постсоветском пространстве — точно.

Проект «Спектр творчества», приуроченный к юбилею мастера, продлится до 28 августа. В ретрокинозале музея по пятницам, субботам и воскресеньям будут демонстрироваться фильмы Вячеслава Никифорова, человека созидательного таланта, вот уже много десятилетий создающего собственные миры. Верим, что мастер еще не единожды удивит нас новыми работами.

Творческая встреча мастера с коллегами и поклонниками его творчества запланирована в Музее истории белорусского кино под занавес проекта «Спектр творчества».

«На безымянной высоте».

ЗВЕЗДНЫЕ ВРАТА

В картинах Вячеслава Никифорова снимались звезды первой величины — Кирилл Лавров, Анатолий Ромашин, Галина Макарова и совсем молодые Владимир Конкин, Марина Зудина, Михаил Ефремов. А Владимир Самойлов, артист прославленного театра имени Маяковского, снялся в четырех картинах Никифорова подряд. В его боевике «Рейнджер из атомной зоны» Алексей Кравченко сыграл свою вторую главную роль на «Беларусьфильме».

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter