Равные права в трудовой сфере требуют единых подходов к профессиональной квалификации

Мастер дела не боится

Равные права в трудовой сфере требуют единых подходов к профессиональной квалификации

Десятки тысяч жителей Беларуси и России ежегодно совершенно свободно и без излишних формальностей переезжают из одной союзной страны в другую в поисках работы и находят ее в соответствии со своей квалификацией. Это одно из важнейших достижений союзной интеграции. Ушли в прошлое всевозможные квоты, разрешения, действует порядок о признании национальных дипломов и документов о высшем образовании и ученых степенях. Белорусы и россияне в полной мере пользуются правом свободно выбирать место жительства в Союзном государстве. Они также имеют равные права на учебу, медицинское обслуживание, пенсионное и другое социальное обеспечение — соответствующие законодательные нормы сообща приняты Президентами Беларуси и России и действуют уже не один год. В итоге получаем то, что называется равенством прав граждан. В этом плане опыт Союзного государства служит образцом для соседей по Евразийскому экономическому союзу и другим международным интеграционным объединениям с участием Беларуси и России.


В широком перечне равных прав и возможностей то, что касается получения работы и достойной ее оплаты занимает центральное место. Но тут очень важно, чтобы в обеих странах и у работодателя, и у работника совпадали представления о квалификации специалиста и требования к ней. Ведь условия производства и само оно постоянно совершенствуются, изменяются. Как найти в этой сфере баланс? Непростую тему обсуждали в Минске участники белорусско-российского экспертно-медийного семинара, посвященного равным правам граждан Союзного государства и унификации на этом фоне подходов к совершенствованию национальных систем квалификаций. Тональность дискуссии задала начальник Департамента информационной политики и социального обеспечения Постоянного Комитета Союзного государства Маргарита Левченко:

— Одна из важнейших целей Союзного государства — проведение согласованной социальной политики с целью обеспечения достойного уровня жизни. Эта деятельность определяется концепцией социального развития Союзного государства. Однако становление его социального пространства сталкивается с дисбалансом на рынке труда, различиями между потребностями работодателей и квалификацией выпускников системы подготовки кадров. Дефицит квалифицированных специалистов сдерживает экономику.

Отсюда — важность темы, избранной для обсуждения. В Беларуси считают необходимым сохранить в основе квалификационной оценки кадров систему советского периода. Но и она нуждается в совершенствовании. Первый заместитель министра труда и социальной защиты Беларуси Андрей Лобович видит немало проблемных вопросов в кадровой сфере. Наблюдается несоответствие уровня подготовки кадров и требований рынка труда, наблюдается дефицит высококвалифицированных кадров. Отчасти потому, что квалификация, приобретенная некогда специалистом, довольно быстро устаревает, перестает быть востребованной. Это говорит о недостаточно эффективной национальной системе квалификации. Назрела необходимость в ее совершенствовании с целью повышения адаптивности к быстро меняющимся реалиям экономики. То же актуально и для России.

— Для гармонизации политики на рынке труда Союзного государства важно постоянно сверять курс реформ и обмениваться опытом по различным направлениям нашей деятельности, — считает Андрей Лобович. — Поскольку возрастает роль обеспечения экономики квалифицированными кадрами. Это требует новых подходов к развитию системы квалификации. Работник должен обладать компетенциями, ориентированными на потребности рынка труда.

В России тщательно отслеживают этот белорусский опыт. Заместитель министра труда и социальной защиты России Любовь Ельцова отметила, что в обеих странах тенденции на трудовом фронте во многом схожи:

— Квалификация работников в среднем растет, в прошлом году доля квалифицированных специалистов составила 31,9 процента. Однако если посмотреть на спрос, то молодежь поступает в первую очередь на гуманитарные факультеты, хотя на их выпускников спрос гораздо ниже. Беспокоит и то, что готовность работать без дополнительной адаптации к рабочему месту проявляют лишь 5,5 процента опрошенных, тогда как низкую готовность к этому проявляют более 30 процентов. Чтобы сблизить систему образования и производство, надо повысить роль стажировки преподавателей на предприятиях.

Для решения подобных проблем на рынке труда при Президенте России создан национальный совет по профессиональной квалификации. Он ставит важные методологические вопросы, там они обсуждаются в кругу социальных партнеров — представителей профсоюзов и нанимателей. Главный вопрос — куда движемся? За ориентир взят опыт Европы, где установлены 9 ступеней квалификации работника. Идет соответствующая трансформация законодательной базы, старые квалификационные справочники уже не являются обязательными. В эту работу вовлечены и представители местных органов власти. При этом квалификационные стандарты должны быть согласованы с образовательными.

Впрочем, все это не значит, что надо до основания разрушать прежнюю систему профессиональной сертификации, совсем даже напротив. Именно за путь совершенствования того, что хорошо действовало прежде, выступают представители российских профсоюзов. И такой подход разделяют белорусские специалисты, проявившие на заседании семинара активный интерес к наработкам российских коллег. Заместитель начальника главного управления труда и заработной платы Минтруда Беларуси Виктор Сидорович высказал такое мнение:

— Структурная перестройка экономики меняет требования к квалификации работников. Новая система должна быть более гибкой. К концу года в Правительство должен быть внесен на рассмотрение документ, отображающий, как будет выглядеть обновленная система оценки квалификации работников.

Сейчас в органах управления отраслями соответствующие советы завершают выработку предложений. Принятие новой системы теснее свяжет сферу подготовки кадров с потребностями экономики. А они сегодня таковы, что все более в цене штучные, практически индивидуальные специалисты. Таких, к примеру, готовит Академия управления при Президенте Беларуси. Первый проректор вуза Александр Ивановский рассказал, что сюда зачастую приходят уже зрелые люди, руководители, желающие получить второе высшее образование и готовые заплатить за знания. Это при том, что более 80 процентов руководителей предприятий имеют естественно-техническое первое образование. Еще более заметно выбивается из общего ряда профессиональный профиль IT-специалистов, работающих в многочисленных фирмах-резидентах минского Парка высоких технологий. Они работают на рынках многих стран, и у каждого рынка — своя специфика. Соответственно меняются требования к квалификации кадров. Заместитель директора Парка Александр Мартинкевич убежден:

— Наши услуги не считаются самыми дешевыми. После того, как на мировой рынок программирования массово выйдут китайские фирмы, мы не сможем конкурировать с ними по цене. Только качеством разработок. Это обеспечивает высокая квалификация кадров. И они должны быть подготовлены по специальным профессиональным стандартам.

Как видим, кадровые запросы экономики, науки, сферы культуры в Беларуси и России весьма разнообразны, соответственно меняются и требования к профессиональной квалификации. Этот вопрос имеет прямое отношение к союзной интеграции, ведь подходы и нормативы в этой сфере должны быть одинаково признаны и в Беларуси, и в России. Вполне возможно, эта тема станет предметом обсуждения на очередном Форуме регионов Беларуси и России, который предполагается посвятить социальной политике Союзного государства.

Владимир Яковлев
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter