Как и сколько можно заработать своими руками?

Мастер дела не боится

Народная мудрость гласит: «Тот скоро разбогатеет, кто от ремесла потеет». Эту мысль подтвердят умельцы, которые делают что-то своими руками. За последние 10 лет в стране созданы привлекательные и льготные условия для ремесленников. В результате ежегодно численность мастеров, которые отдают предпочтение кропотливому ручному труду, увеличивается.



Ремесло есть не просит, а само кормит


В 2005-м, когда появился Указ № 225 Президента «О некоторых вопросах осуществления физическими лицами ремесленной деятельности», в стране были зарегистрированы ремесленниками всего лишь 234 человека. За десять лет цифра увеличилась в 75 раз и в прошлом году достигла 17 660 человек. Интерес к ремесленничеству подстегивают льготные условия для работы. Прежде всего, бондарям, гончарам и переплетчикам не нужно уплачивать налоги, вести бухгалтерию и государственную статотчетность. Достаточно один раз в год внести сбор в размере одной базовой величины. Кроме того, свое увлечение можно сочетать с работой по основному месту и не бояться налоговых проверок и отчетов.

Консультант отдела совершенствования деловой среды Департамента по предпринимательству Минэкономики Татьяна Погодина обращает внимание, что Беларусь, по сути, единственная страна, где действуют такие упрощенные условия работы для ремесленников:

— Принятие Указа № 225 — это результат внимания Президента к этой проблеме: он откликнулся на желание людей вести собственное дело и развивать ремесло. Этот документ создал благоприятные условия для тех, кто хочет заниматься ручным трудом: его нормы направлены на то, чтобы не мешать ремесленникам, не контролировать их.

О том, что ручной труд сегодня довольно популярен, говорят и такие цифры: на 1 июля ремесленный сбор уплатили уже 6636 человек. Здесь стоит пояснить — речь идет о вновь зарегистрированных умельцах. Мастера, которые занимаются своим делом давно, уплачивают сбор до 28 декабря. К слову, в свое время появилась информация о том, что подписание известного Декрета № 3 привело к резкому росту числа ремесленников. В Министерстве экономики полагают, что связь между этими событиями не так очевидна. Дело в том, что от так называемого налога на тунеядство освобождаются только те, кто внес ремесленный сбор заранее, то есть в конце предыдущего отчетного года. Так что если неработающие граждане, которые зарегистрировались ремесленниками в 2016-м, рассчитывают сейчас избежать вышеупомянутого налога, у них ничего не выйдет. А потому рост количества уплативших сбор в начале или середине года — это показатель настоящего интереса к ремесленничеству.


Кстати, сейчас Минэкономики приглашает всех заинтересованных принять участие в работе по совершенствованию условий осуществления ремесленной деятельности и дополнению Указа № 225 новыми видами. В министерстве напоминают, что предлагаемые для включения в документ виды ремесленной деятельности должны соответствовать трем критериям: отличаться высоким уровнем ручного труда; иметь мелкотоварный характер производства; быть направленными на возрождение белорусских ремесленных традиций и пропаганду национальной культуры. Предложения просят направлять в Минэкономики до 30 августа этого года на адрес электронной почты d-business@еconomy.gov.by с пометкой «РЕМЕСЛО-2016» либо с помощью специальной формы опроса ремесленников и потребителей на сайте Минэкономики http://w1.economy.gov.by/ip/remeslo/#.

— За годы действия указ дополнялся уже 10 раз, а число видов ремесленной деятельности расширилось с 7 до 37, — говорит Татьяна Погодина. — В последнее время количество мастеров увеличилось благодаря тому, что в перечень попадают современные виды прикладного творчества. Например, войлочное дело, изготовление изделий из полимерной глины, в технике терра, декупаж, скрапбукинг. Это позволило привлечь в ремесло молодое поколение. Мы тесно сотрудничаем с ремесленниками и ждем их предложений: каждый год перечень видов расширяется с учетом пожеланий самих мастеров. Не забегая вперед, скажу, что предстоящие изменения коснутся в том числе и условий реализации изготовленных товаров, они будут упрощены.

Напомним, сейчас зарегистрированные ремесленники могут продавать свои изделия на выставках, ярмарках и специально отведенных торговых местах (как правило, на рынке). Кроме того, на основании гражданско-правовых договоров можно отдать продукцию на реализацию юрлицам и индивидуальным предпринимателям. А вот выставлять продукцию в интернете пока нельзя (можно — при условии, что это зарегистрированный интернет-магазин, но с ним необходимо заключить гражданско-правовой договор). Кстати, обращают внимание в Минэкономики, ремесленники, которые достигли в своем деле больших результатов и успехов, впоследствии регистрируются как индивидуальные предприниматели, тогда они могут заниматься ремеслом с привлечением наемных сотрудников, использовать профессиональное оборудование.

Полина КОНОГА

konoga@sb.by

 ЦИФРЫ 

В I квартале 2016-го в стране зарегистрировалось 4176 ремесленников. При этом больше других уплатили ремесленный сбор жители Минска — 1063 человека, наименьшее число плательщиков в Могилеве — 389 человек.

 ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ 

Что нужно сделать, чтобы стать ремесленником?

— Подать заявление в налоговую по месту жительства.

— Уплатить сбор в размере одной базовой величины.

Когда необходимо уплачивать ремесленный сбор?

Уплата производится до начала осуществления ремесленной деятельности, а за каждый последующий календарный год — не позднее 28 декабря текущего года.

Ремесленники могут бесплатно обучать своей деятельности на основании договора об обучении ремесленной деятельности. Срок обучения не должен превышать двух лет, количество учеников одновременно — не более одного.

КОММЕНТАРИЙ

Наталья ПОДГОРНАЯ, заместитель начальника отдела налогообложения индивидуальных предпринимателей Министерства по налогам и сборам:

— Указ № 225 направлен на развитие ремесленных видов деятельности, народных промыслов. Основной упор делается на то, что ремесленничество – это ручной труд, который осуществляется самим физическим лицом без привлечения иных физических лиц. В стране довольно широкий спектр видов ремесленной деятельности, ими занимаются и домохозяйки, и пенсионеры, а также творческая молодежь. Министерством на 2017 год не вносились предложения об изменении условий осуществления ремесленной деятельности, в том числе о повышении размера ставки сбора. А они сегодня льготные: заявительный принцип регистрации и уплата сбора в размере одной базовой величины. При этом ремесленники не ведут никаких документов, не заявляют о своих доходах.

В то же время никто не мешает ремесленнику зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя (ИП), здесь нет никаких ограничений. Если народного умельца, например, не в полной мере устраивают те инструменты продаж своей продукции, которые прописаны в указе, он вправе и дальше заниматься своим творчеством, но реализовывать свой товар уже как ИП. При этом налоги от реализации такой продукции необходимо уплачивать тоже как ИП. Например, продавая свои изделия через интернет-площадки, он будет платить подоходный либо единый налог.

Мастер дела не боится


Можно ли сегодня заработать ремесленничеством на достойную жизнь? Можно. Уникальные изделия ручной работы ценятся дорого. Есть авторские куклы, стоимость которых начинается от 500 долларов, есть кованные из железа предметы интерьера от тысячи долларов. Правда, сами умельцы признаются: хорошо зарабатывают на своем ремесле процентов 20 от общего числа мастеров. Для остальных это просто занятие для души.


Мой позитивный настрой по поводу баснословных заработков пресекает и председатель первичной профсоюзной организации ремесленников Брестской области Жан Васько. По его словам, хороший доход ремесло приносит чаще всего кузнецам, резчикам. Впрочем, добавляет эксперт, все зависит от человека. Однако факт остается фактом: большинство ремесленников имеют основное место работы. Сегодня в профсоюзе — 50 человек из разных регионов страны, еще 100 мастеров находятся на испытательном периоде.

— Прошедший год показал: не все ремесленники являются ремесленниками, не все готовы подставить плечо товарищу и не все разделяют одну из основных идей нашего профсоюза — возрождение старинных белорусских ремесел.

На вопрос, а кто же такие недобросовестные умельцы, Жан Васько предлагает решить такую задачку. Допустим, есть три мастера, изготавливающие деревянные ложки. Первый сидит от рассвета до заката и с помощью резца, оставшегося от дедушки, вырезает примерно 5 деревянных ложек. Второй купил на китайском аукционе за 300 долларов фрезерный станок и за день изготавливает на нем 500 деревянных ложек. Третий «мастер» просто заказал из Китая 1000 деревянных ложек, заплатив за них 100 долларов. Ответ, полагаю, очевиден.

По мнению Жана Васько, сегодня особенно активно нужно развивать старинные белорусские ремесла — кузнечное, гончарное, ткацкое, искусство вышивки, резьбу по дереву:

— Эти люди собирают в экспедициях по самым отдаленным деревенькам по крупицам еще пока сохранившиеся предметы народного ремесла и вдыхают в них новую жизнь. Что популярно у нас? Приведу пример творческого альянса бондаря и резчика по дереву: не всегда каждый из них может освоить мастерство другого. И когда просят на заказ в качестве подарка сделать бочонок, бондарь его делает, а резчик вырезает монограмму с личными данными или поздравлением. Как-то был интересный заказ: подчиненные попросили сделать для своего директора портрет в виде рыбы. Вырезали его резчики, а расписывали уже художники.

Кроме того, местным мастерам удалось восстановить технологию изготовления пантофлей — обуви из льняных ниток. Пользуются популярностью травяные стельки и браслеты, изделия из дерева. По мнению руководителя профсоюза, нашим мастерам есть чем удивлять. Например, на одну из выставок умельцы привезли в подарок 60 старинных белорусских зубных щеток. Это палочки из сосны, расщепленные с одного конца. Говорят, сувениры разлетелись как горячие пирожки. Большую ставку в профсоюзе делают на международное сотрудничество и выставочную деятельность. Так, за 10 месяцев силами членов первичной организации проведено более 80 выставок, 12 из них — за пределами страны. Брестские мастера следуют принципу «Один и камень не сдвинешь, а артельно и гору поднимешь»: тщательно изучают зарубежный опыт своих коллег, принимают участие в различных мероприятиях в странах-соседках. Впечатляют и планы на ближайшую перспективу: мастера мечтают создать в Бресте улочку двадцатых годов прошлого столетия, где расположатся портняжная мастерская, старинная кондитерская, сапожная мастерская, кофейня, выставочный зал, булочная, корчма со старинным меню... Уже проведены переговоры с партнерами, городской администрацией, потенциальными инвесторами, которые готовы поддержать этот проект.

Кроме того, планируется создание образовательного учреждения, где помимо художественных и ремесленных специальностей будут изучаться история и этнография. По многочисленным просьбам ремесленной общественности первичная организация подготавливает к изданию справочное пособие «Азбука белорусского ремесленника», где отразят самые актуальные вопросы: юридические аспекты ремесленной деятельности, практические мастер-классы по старинным малоизвестным ремесленным технологиям, инструменты рекламы и маркетинга. Еще один из интересных разрабатываемых проектов — создание мобильного выставочного комплекса из 12 телег с общей парусиновой крышей для автономного ремесленного подворья и размещения его на республиканских и международных выставках.

Ульяна БУШУЙ

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Новомир Кудинов, руководитель творческого центра, организатор фестиваля городского искусства sтART UP:

— С одной стороны, государство всячески ремесленников поддерживает. За последние шесть лет сделано много важных шагов. Например, расширен перечень видов деятельности. Причем сделано это с учетом пожеланий общественности. К нам действительно прислушиваются, и это не может не радовать.

С другой стороны, есть несколько нерешенных проблем. Одна из них — выплата пособий по уходу за ребенком до трех лет. Согласно законодательству, чтобы получить его, ремесленник должен приостановить свою деятельность. А ведь зачастую ручным трудом начинают заниматься дамы в декретном отпуске, для них это как психологическая разгрузка. Некоторые потом ставят эту деятельность на профессиональные рельсы. В этом плане ремесленников уравняли с нотариусами, адвокатами и индивидуальными предпринимателями. Но у них нет такого объема работ, соответственно, и такого дохода. Ремесленник — это не бизнесмен, а прежде всего творческий человек. Большинство из них занимаются простыми работами, украшениями. Но даже если взять изготовление нынче модной авторской куклы, которая стоит около тысячи долларов, доход мастера вряд ли будет составлять более двухсот долларов в месяц.

Вторая проблема — ограничения по торговле для ремесленников, которые прописаны в Указе № 225 Президента «О некоторых вопросах осуществления физическими лицами ремесленной деятельности». Они могут арендовать точки, отдавать свои изделия на комиссию, участвовать в выставках и так далее. Но самой удобной формой была бы реализация через интернет. Сегодня ремесленный сбор составляет одну базовую величину, и это справедливо для мастеров, которые не делают на этом большие деньги. Для тех же, кто получал бы приличный доход, в том числе и от реализации через различные сайты, можно было бы увеличить оплату. Мы согласны, что в таком случае она должна быть дифференцированной.

Не могу не вспомнить еще об одной проблеме, которая появилась недавно, после принятия Закона «О тунеядстве». Согласно ему лицо, уплачивающее ремесленный сбор, освобождается от налога на тунеядство. После этого многие бросились регистрироваться ремесленниками. Появилась новая проблема: китайский ширпотреб начали продавать под видом изделий народного творчества. Я видел это на «Славянском базаре в Витебске». Мало того, что наблюдается недобросовестная конкуренция, так это еще и подрывает имидж страны. Иностранцы всегда восхищались работами наших ремесленников, а сегодня нам бывает стыдно смотреть им в глаза. А ведь ремесленничество — это то, что может помочь развитию туризма в стране.

Красен комбинат кроснами


Нужны ли стране предприятия, производящие сувениры, если у нас достаточно ремесленников, продукция которых не только дешевле, но и разнообразнее? За ответом на этот вопрос мы отправились в Борисов, где находится комбинат декоративно-прикладного искусства имени А.М.Кищенко.


Все станки на комбинате очень похожи на кросны, которые раньше были практически в каждом деревенском доме

Сегодня там работают чуть более 80 человек. Год назад было 120. Еще раньше – не меньше 200. Других цифр и не надо, чтобы понять, что времена на фабрике сегодня не самые лучшие.

Комбинату уже более 100 лет. Он начинался с маленькой гончарной мастерской и в 60-х годах прошлого века разросся до серьезного производства. Нынешний директор предприятия Григорий Шемит вспоминает, что золотые времена были в 80—90-х годах, тогда их гобелены уходили нарасхват. Каждый Дом культуры считал честью иметь у себя такое ткацкое изделие. Вскоре эта мода прошла, а точнее, закончились деньги на такие дорогие украшения. Заказывать гобелены стали все реже и реже.

Но сегодня на комбинате снова праздник. Длиться он будет три месяца – именно столько времени отведено ткачихам на выполнение долгожданного заказа. Кропотливо, по два-три сантиметра в день десять тружениц будут делать свое дело для храма Всех Святых и невинно убиенных в Минске. Что потом, когда полотно размером 3,70 на 2,70 метра будет готово? Опять ожидание. Конечно, ткачихи не будут сидеть без дела, ведь они мастерицы на все руки. Возможно, возьмутся за гобелен на продажу. Хотя рассчитывать в этом случае на быстрый экономический эффект не стоит. Такие изделия размером метр двадцать на девяносто сантиметров стоят около четырех тысяч рублей (неденоминированных — сорок миллионов), потому желающих купить их для интерьера своей квартиры мало, если не сказать, что совсем нет. Наши люди предпочитают ширпотреб, стоящий в разы дешевле.


На изготовление трехметрового гобелена ткачихам понадобится не меньше трех месяцев
Хотя борисовкие гобелены – гордость нашей страны. Одно полотно Александра Кищенко чего стоит. Его «Гобелен века», сделанный на комбинате в начале 90-х, из-за своих размеров (19 на 14 метров) внесен в Книгу рекордов Гиннесса. Вообще борисовские изделия разлетелись в разные уголки мира. Президент, отправляясь с визитом в дружественные страны, часто в качестве подарка везет именно их гобелены. Есть они практически и во всех знаковых объектах Минска, в Несвижском и Мирском замках.

Но гобелены – не единственные достижения местных ткачих.

— Обивка перил и перекладин в Купаловском театре, «одежда» сцены и занавес в зале тракторного завода плюс два рушника по мотивам слуцких поясов, элементы переборного ткачества и другие украшения в Минском облисполкоме – все это наши работы, — начальник ткацкого цеха Татьяна Шестухина вспомнила лишь изделия последних лет.

Про посольство Беларуси в Москве – отдельный разговор. Это был один из самых значимых, а главное, нетипичных заказов. Там, помимо ткацких шедевров, появились и удивительные керамические плафоны от борисовского комбината, рядом на потолке почти 15 километров цепей. Говорят, получилось очень стильно и в то же время в национальном духе.

К слову, керамика – второе направление борисовского комбината. И ситуация с количеством заказов там еще хуже, чем у ткачих. Если у Татьяны Шестухиной два десятка станков практически всегда в работе (когда нет специальных заказов, то выпускают типовую продукцию — рушники, скатерти, салфетки и так далее), то в огромных керамических цехах трудятся всего четыре человека во главе с Татьяной Мигуцкой. Раньше было по три человека в каждой мастерской. Несмотря на это, в принципе, начальнице тоже есть чем гордиться. Борисовские керамистки – главные спасительницы лепнины, которой в середине прошлого века было модно украшать значимые объекты. Они с помощью гипсовых форм и в то же время вручную изготавливают отвалившиеся элементы, тем самым давая декору вторую жизнь. В изготовлении шамотных изделий им вообще нет равных в стране. Кашпо для уличных цветов диаметром до 70 сантиметров, садово-парковая скульптура, интерьерные и каминные изразцы – все это, только в другом дизайне, в принципе, можно найти на наших рынках и у частников. Но это, что называется, совсем другая песня. Отличается качество керамики, да и керамика ли те изделия – вот в чем вопрос. Борисовчане же часть глины привозят из России. Кстати, история про Россию. На Казанском вокзале в Москве повредилась часть вековой плитки. Стали искать, где можно было бы изготовить подобную. Искали долго, пока не узнали о комбинате декоративно-прикладного искусства. Опять же, такие заказы, как и гобелены, для предприятия – редкая удача.

— За счет таких заказов и держитесь на плаву? – уточняю у Григория Шемита.

— Держимся исключительно за счет наших девчонок, — не без улыбки отвечает он. – У нас замечательные кадры. Мы беремся за заказы, которые другие не делают. Нашу экономику можно поделить на несколько частей. Одна – тиражная продукция: скатерти, рушники, керамика и так далее. Две третьих – заказная: гобелены, «одежда» сцены, сценические костюмы, реставрация. Если нет таких заказов, плохо себя чувствуем.

Ремесленники – конкуренты? С этим на комбинате категорически не согласны. Да, часть продукции, особенно керамической, схожа. Но есть ли в стране мастера, у которых ассортимент — более трехсот наименований? К тому же здесь давно отработанные технологии, качественный материал. Научились здесь и быстрой смене ассортимента. Например, появились в стране монетки, в Борисове сразу же разработали коллекцию копилок, вот-вот они появятся в продаже. Дороже, чем продукция частных умельцев? Да. Хотя, уверяют на предприятии, продают свою продукцию по ценам 2014 года, лишь на отдельные изделия приплюсовав 10—15 процентов. Но главное, здесь во всем стремятся сохранить национальные традиции. Даже ткацкие станки мало чем отличаются от кросен, которые раньше были почти в каждом деревенском доме. И менять их на современные не собираются — так утратится аутентика, которая в моде во все времена.

Наталья ИВАНОВА

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter