Надо ли вводить рецепты на спиртосодержащие настойки?

Массовые виды спирта

Настойка боярышника опять засветилась в информационных сводках. На сей раз — в криминальных. Она понадобилась гомельскому пенсионеру около полуночи. Причем остро — сразу три флакона. Провизор круглосуточной аптеки отказал, объяснив, что такие настойки отпускаются лишь днем и по одному флакону. Пенсионер «оседлал коня». В итоге провизор счел за лучшее продать второй флакон. Но и этого оказалось мало. Когда любитель боярышника вернулся за добавкой и услышал решительный отказ, недолго думая, отправился за кирпичами. Два бросил в окошко аптеки, один — в дверь. Теперь ему грозит статья «Хулиганство». «Ну выпил человек, себя не контролировал», — находятся здесь «адвокаты». То–то и оно: чересчур взбодрился боярышником, аптечным средством, которое, считают многие врачи, к медицине имеет примерно такое же отношение, как ликероводочная продукция.


То, что спиртосодержащие настойки — товар особый, следует уже из недавнего решения Минздрава оставить только на них и перманганат калия нормативный отпуск, существовавший пять лет на все безрецептурные препараты. Жесткий принцип оказался неэффективным и неоправданным в отношении абсолютного большинства лекарств. А вот с настойкой боярышника и иже с ней, получается, иначе нельзя, особенно ночью. Вопрос «почему?» задаст только совсем наивный и ненаблюдательный человек. Достаточно с утра пораньше или к вечеру поближе пройтись по аптекам, чтобы обнаружить характерный контингент. Смотреть больно, как они дрожащей рукой протягивают провизору мелочь, ровнехонько до копейки: «Два...» Тот даже не уточняет, что именно. Бутылочки опустошаются немедленно на улице и бросаются прямо у входа. Так это лекарство или безобразно дешевое средство для опохмела? Корреспонденты «СБ» обзвонили с десяток медиков — кардиологов, психотерапевтов, участковых врачей, никто не подтвердил, что настойка боярышника имеет хоть какой–то доказанный наукой эффект. «Ценность этих средств как лекарств стремится к нулю, — вторит коллегам и нарколог Владимир Пикиреня. — Нет ни одной болезни, при которой такие настройки рекомендуются профессиональным сообществом как препараты выбора. Их нет вообще ни в одном мировом протоколе по лечению болезней, как нет и никаких крупных исследований, подтверждающих хотя бы их безопасность». С другой стороны, не стоит отрицать, что кто–то еще с советских времен к аптечным настойкам прикипел душой — периодически покупает, чтобы улучшить сон, успокоить нервы. Но ведь и такие ответственные пациенты согласятся: это товар совсем не каждодневного спроса, тем более с кирпичами в руках.

В общем, не будем ходить вокруг да около. Ситуация выглядит так. Весьма спорное средство активно потребляют не по назначению, а аптеки оказываются крайними. Это тупик? Или все–таки стоит вспомнить предложение настойку боярышника отпускать по назначению врача? Игорь Луханин, заведующий диспансерным отделением Гомельского областного наркологического диспансера, считает, что вопрос действительно требует обсуждения: «Мое категорическое мнение: подобные препараты, соотносимые с суррогатом алкоголя, должны продаваться только по рецептам, как это было ранее!» Заведующий сектором наркологии РНПЦ психического здоровья Владимир Максимчук видит это в качестве эксперимента. То есть временно ввести рецепт и посмотреть, что дальше будет? Так ли уж возрастет нагрузка на врачей, как нас пугают? Создаст ли это проблему добропорядочным бабушкам и дедушкам? Заставит ли страдающих бессонницей дойти до доктора? И наконец главный вопрос: на что переключатся любители боярышника? На совсем уж суррогат и контрафакт? Да, возможно, мы столкнемся с новой проблемой. Но это не значит, что на имеющуюся надо закрывать глаза.

Отдел социальных проблем.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter