Массовые коммуникации

Инженерным войскам исполнилось 310 лет. Хороший повод поговорить о том, как развивается служба сегодня...

Эта история случилась в январе. На участке гродненской пограничной группы отряд нелегалов брел по заснеженному лесу, двигаясь в сторону Литвы. В лесу было тихо, на душе у нарушителей — спокойно, ведь пограничников рядом не наблюдалось. Нелегалы и не подозревали, что их песенка спета, — прорваться через границу они недальновидно решили там, где недавно был запущен в действие интегрированный участок охраны границы. Бдительные видеокамеры уже давно поймали в объектив лица нарушителей, а пограничные наряды выдвинулись на задержание...


Этот сюжет как нельзя лучше характеризует цель, к которой давно стремились специалисты Госпогранкомитета — объединить все многочисленные технические средства охраны границы в стройную систему. И одна из главных заслуг в такой интеграции принадлежит представителям обычно незаметного «чернового» крыла — сотрудникам инженерной службы. Недавно они отметили профессиональный праздник: инженерным войскам исполнилось 310 лет. Хороший повод поговорить о том, как развивается служба сегодня.


— Сотрудники инженерного профиля выполняют важные для пограничной безопасности страны задачи, — рассказывает начальник управления пограничной службы ГПК Эдуард Пыж. — Вместе с другими заинтересованными специалистами они разрабатывают, проектируют, вводят в эксплуатацию, а после поддерживают в исправном состоянии все используемые технические средства. Создавать сеть постов визуального и технического наблюдения, строить вертолетные площадки, причалы для плавучих средств, мосты, водопропуски, дороги и т.д. — тоже задачи инженеров. Практически все наши специалисты имеют высшее техническое образование и являются фанатами своего дела.


«Поддерживать и укреплять безопасность на границе» — эта стандартная строчка, кочующая из документа в документ, имеет для инженеров вполне конкретный смысл. В паводок, в непогоду, в ураган они должны обеспечить исправную работу всех инженерных сооружений и заграждений. И в то же время — быть готовыми заступить на службу по охране границы, в случае необходимости задержать нарушителя.


— Мы идем от простого к сложному — от обработки гербицидами пятиметровой полосы крепления, чтобы она не зарастала сорняком, до монтажа карантинных заграждений, 15–метровых металлических наблюдательных вышек, создания заградительных рубежей на потенциально опасных в плане деятельности контрабандистов участках, — включается в разговор начальник отдела управления пограничной службы Андрей Гирс. — Работаем сейчас, опираясь на последние ноу–хау в инженерном деле и технике. К примеру, оборудуя новые участки, уже не монтируем там колючую проволоку, а ставим аккуратную сеточку на европейский манер. Что касается технических средств — тепловизоров, регистрационных комплексов, приборов ночного видения, сейсмических и радиолучевых датчиков, то стараемся по максимуму использовать оборудование отечественного производства.


Инженеры подчеркивают: актуальная нынче задача создать полноценную интегрированную систему охраны границы вовсе не означает, что вся страна будет огорожена «занавесом» из датчиков и других умных приборов. Смысл в том, что техсредства будут использовать там, где степень угрозы — будь то наркотрафик или нелегальная миграция — выше всего. В других случаях — например, на украинском направлении, где летом активизируются ягодники–нелегалы, создаются временные рубежи, используют съемные приборы. Такой подход кажется вполне разумным.


Какие еще задачи стоят перед пограничными инженерами? Перед тем как рассказать, сыграем на контрасте. Представьте: еще совсем недавно в качестве контрольно–следовой полосы использовали участки вспаханного поля, а сигнализацией служили банки, развешенные на проволоке. Теперь же... Теперь в ГПК всерьез говорят о создании специального программного обеспечения, получившего название «Автоматизированная система поддержки принятия решений командирами подразделений».


— Такой программный комплекс уже создан и сейчас совершенствуется, — вводит в курс дела начальник службы инженерного оборудования государственной границы Игорь Муха. — Мы создали так называемое сопрягающее устройство, которое не только позволит объединить на программном уровне все используемые технические средства, но и поможет начальнику заставы или поста принять решение в зависимости от ситуации.


Как это работает? Попробуем представить: у начальника заставы на компьютере установлена электронная карта местности. С реками, болотами, мостами, населенными пунктами, с нанесенными датчиками, видеокамерами, с обозначением нарядов, которые позиционируются по GPS. Вся эта многочисленная информация разрозненна и, хоть и представляет интерес, все же используется не до конца. Новое программное обеспечение позволит выжать из информации максимум.


— Смоделируем ситуацию: от радиолучевого датчика поступил сигнал тревоги. Он тут же отобразится на электронной карте, — продолжает Игорь Муха. — То есть место нахождения потенциального нарушителя будет зафиксировано. Дальше благодаря специальным алгоритмам программа оценит обстановку. К примеру, установит, что ближайшая дорога, по которой можно выдвинуться на задержание, затоплена, что пограничный наряд находится далеко. Проанализировав ситуацию, система укажет наиболее оптимальный маршрут следования, место выставления пограничного наряда с учетом проходимости местности, скоростей движения нарушителя и пограничных нарядов. «Выслушав» рекомендацию, начальник заставы сможет более четко оценить обстановку. Но окончательное решение, каким бы взвешенным и просчитанным ни был компьютерный совет, все равно останется за человеком.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter