Так уж получается, что бал сегодня и в театре, и в кино правит “развлекаловка”. Она заполонила репертуар и афиши, и с приближением Нового года ее количество будет только возрастать.
Режиссер громкой народной комедии “Горько” Жора Крыжовников обещает выпустить первую “караоке-комедию” “Самый лучший день”. На афише у минского кинотеатра “Октябрь” уже висит портрет актера Дмитрия Нагиева с микрофоном в руках. Мало никому не покажется. Современная российская комедия часто бессмысленна и беспощадна. Тем ценнее примеры серьезного и несуетного искусства, которое сегодня все-таки каким-то чудом пробивается к зрителю.
В Белорусском государственном театре кукол снова не побоялись серьезного материала и выпустили премьеру “Птицы” по древнегреческой комедии Аристофана. В Новом драматическом театре представили мистическую мелодраму “И слышатся лишь звуки полонеза...”. На новой сцене Купаловского театра — Камерной — прошла “Антигона” Софокла в постановке молодого режиссера, ученика Николая Пинигина Николая Капульцевича. Там же Елена Ганум готовит новый спектакль по роману современного белорусского писателя Альгерда Бахаревича “Шабаны”. Этот минский микрорайон продолжает будоражить умы творцов, хотя не мешало бы проверить прописку у того же Бахаревича. Вряд ли он является коренным жителем Шабанов, но это не мешает фантазировать на всякого рода урбанистические темы.
Направление, выбранное нашими постановщиками, кажется вполне верным. Хороший театр — это всегда театр ручной работы, тонких интеллектуальных “кружев”. Для каждого режиссера выбор литературного материала крайне важен. Поговорите с любым из них, они изобретательно и крайне убедительно обратят вас в свою веру. “Как же! Кого же ставить как не Аристофана!” — скажет Алексей Лелявский. “В последнее время значение произведений Софокла в нашей стране только возрастает!” — заметит молодой постановщик Капульцевич. “Бахаревич — солнце белорусской прозы”, — отчеканит Елена Ганум. И каждый будет по-своему прав. Потому что хороший режиссер всегда обладает еще и задатками талантливого гипнотизера.
Каждый из режиссеров готов ответить за свой “базар” — “птичий” он или какой другой. Такая убежденность и вера в свою правоту подкупают. Нам остается только следовать за ними. Не глядя на календарь, творцы продолжают изучать с пристрастием вечные истины — не требуется ли им корректировка? Не утратили ли они своего запаса прочности? А развлечься в предновогодний период можно и в другом месте, к примеру, на корпоративе с любимым коллективом, в аквапарке, сауне.