В Минэкономики рассказали о новых подходах к импортозамещению

«Масштабный проект на миллиарды долларов»

Глобализации, специализации, цепочкам распределения добавленной стоимости первый удар нанесли пандемия и локдауны в некоторых промышленных регионах. Но добивает мировое устройство (некогда казавшееся нерушимым) расцвет санкционной политики ряда государств. В этом разрезе повышение экономической независимости превращается в краеугольный камень национальной безопасности и суверенитета. И если раньше программы импортозамещения были направлены на создание новых рабочих мест, улучшение внешнеторгового сальдо, то сегодня они приобретают стратегическое значение. О перспективных направлениях работы по импортозамещению с учетом внешних условий и укрепления интеграции в рамках Союзного государства «Р» рассказал первый заместитель министра экономики Юрий Чеботарь.

Ключевые приоритеты

— Юрий Адамович, учитывая современные реалии, какие направления в области импортозамещения сейчас являются наиболее актуальными?

— Сегодня работе по импортозамещению уделяется большое внимание Главой государства и Правительством. Достигнуты немалые успехи. В нем задействовано около 2,5 тысячи государственных и частных компаний. В прошлом году было произведено импортозамещающей продукции почти на 20 миллиардов долларов. Более половины ее ушло на экспорт. Для нашей страны импортозамещение — это одновременно масштабный национальный проект на миллиарды долларов и комплексная стратегия развития экономики, неизменно действующая на протяжении двух десятков лет. Положительный эффект от них очевиден, и государство намерено продолжать работу в данном направлении. Глобальное изменение внешней конъюнктуры подтолкнуло нас к выработке новых подходов к импортозамещению. Они позволяют снизить риски дефицита сырья и комплектующих для наших производств и сформировать долгосрочные факторы роста конкурентоспособности отраслей.

Ключевые приоритеты: локализация в увязке с господдержкой, реализация отраслевых программ с учетом технологических карт, развитие кооперации крупных предприятий с малым и средним бизнесом, широкое использование «переделов» из местного сырья. Минэкономики как координатор разработало новые подходы к формированию отраслевых планов по импортозамещению. Акцент — на практическом раскрытии этих четырех приоритетов. Получившиеся «дорожные карты» прошли защиту на межведомственной комиссии по вопросам промышленной политики. Выработаны решения по выпуску новых для страны видов высокотехнологичной импортозамещающей продукции со значительным экспортным потенциалом, в том числе в рамках проектов будущего.


— Насколько эффективность импортозамещающих проектов повысится благодаря реализации союзных программ и проведению единой экономической политики в рамках Союза Беларуси и России?

— Подписание союзных программ в конце 2021 года, без сомнения, усилит экономическое измерение интеграционных процессов. Это, помимо прочего, еще один фактор развития импортозамещения. По нашему мнению, данная работа должна носить комплексный характер. С методологической точки зрения необходимо проанализировать импорт, определить позиции, по которым у нас есть компетенции, технологии и сырьевая база, сформировать по итогам анализа совместные импортозамещающие программы, наполнить их инвестиционными проектами по созданию таких производств. Это важная задача ученых двух стран, которым поручен данный анализ.

Что касается практических шагов, то уже определены пилотные направления сотрудничества — фармацевтика, малотоннажная химия и машиностроение, особенно в части электронных компонентов и интегральных схем. Беларусь со своей стороны определила круг предприятий, имеющих необходимые мощности и наработки. Список направлен российским партнерам для организации продуктивного взаимодействия между производителями двух стран. Параллельно изыскиваются источники финансирования инвестиционных проектов, которые впоследствии могли бы не только заместить импорт, но и выйти с конкурентоспособной продукцией на рынки третьих стран.

Работе по импортозамещению уделяется большое внимание Главой государства и Правительством.

Большие перспективы связываем также с ЕАЭС. Мы с коллегами проанализировали структуру импорта. Оказалось, что потенциально можно заместить около 70 миллиардов долларов, причем главным образом за счет таких видов высокотехнологичной продукции, для производства которой мы имеем сырье, технологии и компетенции. С этой целью сформирована карта индустриализации ЕАЭС, в которую вошли более 170 крупных инвестпроектов стран «пятерки». Беларусь предложила 32 инновационных проекта, в частности производство промышленных роботов, медоборудования, прессов и многое другое.

Исходя из принципов экономической целесообразности

— Освоение какой импортозамещающей продукции наиболее актуально в условиях санкций? Какие стимулирующие механизмы необходимо задействовать для более динамичной реализации этих проектов?

— Каждый товар из перечня импортозамещающей продукции, который мы разрабатываем совместно с заинтересованными ведомствами и предприятиями, перед утверждением проходит несколько этапов комплексного анализа. Во-первых, изучаем спрос на данный товар на внутреннем рынке. Во-вторых, детально рассматриваем, какие имеются компетенции, сырьевая база, технологические заделы и индустриальные площадки для организации производства отечественного аналога. В-третьих, оцениваем продукцию с точки зрения конкурентоспособности по цене и качеству. И наконец, анализируем синергетический эффект от такого производства для экономики, а также его экспортный потенциал. Только пройдя весь этот путь, товар может попасть в перечень, превратившись в конкретный инвестпроект. Таковых на сегодня 254 — на более чем 17 миллиардов долларов. Спектр направлений варьируется от углубленной переработки местного сырья (74 проекта на 4,9 миллиарда долларов) до локализации (25 проектов на 310 миллионов долларов). В импортозамещении активно участвует малый и средний бизнес — реализуется более 49 проектов на миллиард долларов.


С учетом внешних факторов алгоритм принятия решения по некоторым критически важным для предприятий промежуточным товарам может измениться. В таком случае к аргументам общеэкономического характера присоединяется необходимость нивелировать санкционное давление на отечественных производителей, предложив им в качестве альтернативы собственную разработку. Раскрывать список такой продукции в сегодняшних реалиях мы не будем. Прошу отнестись с понимаем к этой позиции, так как внешние «партнеры» нацелены на усиление давления на страну. Но мы можем уверенно утверждать, что развитие импортозамещения в целом исходит из принципов экономической целесообразности и стратегических потребностей страны. Поэтому отсутствует прямая необходимость в разработке специальных преференциальных режимов для импортозамещения. В качестве таковых могут выступать действующие меры стимулирования, например, в части локализации.



Рамочные условия попадания продукции под преференциальный режим содержатся в Указе № 146. Конкретные требования к степени локализации, при соответствии которым производитель получает доступ к пакету мер поддержки, определены постановлением Совета Министров № 80 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Республики Беларусь». Организация, сумевшая попасть под критерии локализации, то есть под требования указанного постановления, сможет воспользоваться субсидиями, налоговыми и инвестиционными льготами, большими возможностями участвовать и побеждать в госзакупках. На наш взгляд, это серьезные стимулы для реализации бизнесом производственных проектов в области импортозамещения.

volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter