Cтрана готовится к Всебелорусскому народномку собранию

Масштабные проекты обсудим вместе, толокой

Создан и приступил к работе организационный комитет по подготовке и проведению пятого Всебелорусского народного собрания, точная дата которого будет определена в ближайшее время. Предыдущее, напомню, состоялось в декабре 2010 года. Его главный посыл — чем богаче человек, тем богаче страна. Исходя из этого, качество жизни, рождаемость и здоровье были вынесены в начало списка приоритетов, а уж затем – модернизация промышленности, реформы АПК, экспорт, импортозамещение, предпринимательство.

Да, все позиции важны, без каждого звена невозможно дальнейшее продвижение. Именно  тогда был взят курс от возрождения села  к эффективному сельскохозяйственному бизнесу. И сегодня главный критерий работы АПК – полученная прибыль. Настало время зарабатывать и считать деньги.

К сожалению, по объективным причинам не все получилось, как задумали. Не удалось увеличить экспорт сельхозпродукции и продовольствия до семи миллиардов долларов. Хотя в позапрошлом году к этому рубежу приблизились вплотную, но в 2015-м зарубежные поставки в денежном выражении снизились на 26 процентов — с 5,6 до 4,4 миллиарда долларов. И что обидно, выручка упала при росте экспорта в натуральном выражении более чем на 16 процентов. Увеличив продажи в тоннах, мы потеряли свыше миллиарда долларов из-за девальвации российского рубля, снижения цен и спада покупательского спроса. Что же, при нестабильности мировых рынков к такому повороту событий надо быть всегда готовыми.

Тем не менее за пятилетие Беларусь значительно нарастила свой сельскохозяйственный потенциал. По производству продовольствия на душу населения республика уверенно занимает первое место среди стран СНГ, входит в число мировых лидеров по производству молока, картофеля, льна. Сегодня мы полностью обеспечиваем свою продовольственную безопасность. А такие хозяйства, как агрокомбинаты «Снов» Несвижского, «Холмеч» Речицкого, совхоз-комбинат «Заря» Мозырского районов и ряд других, вполне могут быть приняты за мировые эталоны высокоинтенсивного хозяйствования.

Либерализация бизнеса позволила найти пути к улучшению всей системы хозяйствования. Суть нашей стратегии проста: конкуренция везде, где возможно, государственное регулирование там, где необходимо. Сейчас в стране 84 тысячи малых предприятий, более 200 тысяч человек заняты в этой сфере. За последние годы Беларусь вошла в пятерку стран – мировых лидеров по количеству проведенных реформ в сфере регулирования предпринимательской деятельности и их эффективности. 

Именно на стимулирование инициативы, устранение излишних барьеров  была направлена Директива № 4. Как результат, наша страна продвинулась в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса» – с 68-го места в 2010 году до 44-го – в нынешнем. И, уверен, это далеко не предел.

Резкий рывок вперед сделало за пятилетие частно-государственное партнерство. Его суть – социальная ответственность бизнеса при инициативной поддержке эффективных частных собственников. Среди главных пунктов  – добросовестная конкуренция между частными и государственными предприятиями. Условия, поддержка, преференции равные для всех. Сырье и квоты по законам рынка. 

А еще предприятия и предприниматели перестали задыхаться от проверок. Таково было требование Президента. Контролирующие органы кардинально перестроили свою работу. Значительно упростилась налоговая система, осталось немногим более 20 налогов и платежей вместо былой сотни.

Особые надежды бизнесмены и государственный менеджмент связывают с Указом № 78 «О мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса». Здесь, конечно, нет готовых бизнес-планов. Но приоритеты развития и условия поддержки обозначены очень четко. Эффективность работы руководителей всех уровней теперь будут оценивать по привлечению прямых иностранных инвестиций, диверсификации экспорта, созданию новых рабочих мест и рациональному импортозамещению. Главное, чтобы не подвели исполнители.

А сам Указ лег в основу проекта основных положений Программы социально-экономического развития Беларуси на 2016—2020 годы. Это базовый прогнозный документ, в котором определены целевые ориентиры и ключевые параметры развития страны на текущую пятилетку. Традиционно он выносится на рассмотрение Всебелорусского народного собрания.

 Как всегда, масштабные проекты обсуждаем вместе, толокой. 

shevko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter