Наш эксперимент: обвешивают ли потребителей службы доставки еды?

Масса удовольствия

Не прошло и полчаса, как привезли первую пиццу. Теплая, источает аромат. Кабинет наполнили запахи Италии. 
Тиграм мяса недокладывают. Эти строчки известного монолога Геннадия Хазанова как нельзя лучше подойдут в качестве эпиграфа к этому тексту. Бывает, хочется побаловать себя чем-то вкусным, а готовить лень и даже выйти в кафе нет сил. Не беда, любой гастрономический каприз к вашему порогу: есть доставка еды, и что немаловажно, круглосуточно. Сам часто пользуюсь этим благом прогресса. И вот во время одной из трапез пиццей у меня в подкорку мозга закралась крамольная  мысль: точно ли пицца весит столько, сколько должна, да и размер ее рулеткой не мерил. Думаю, таких фискалов, которые в кафе, ресторанах и после доставки сразу взвешивают еду, еще поискать надо. Никто и никогда этого не делает. И все же, дабы обуздать свое беспокойство, я решил провести небольшой эксперимент: взвесить пищу, привезенную мне курьером доставки. 

Доверяй,  но  проверяй

Санэпидемслужба проверяет санитарные книжки сотрудников, свежесть продуктов и чистоту на кухнях, недовесы не в числе их обязанностей. Как пояснила мне официальный представитель Министерства торговли и антимонопольного регулирования Алина Гилевич, сотрудники министерства и вовсе не уполномочены проводить проверки. Стало быть, соблюдение указанной в меню массы блюд на совести ресторатора. И поймать его можно только за руку: в том случае, если у вас возникли подозрения, что, например, в супе недолито или в салате недошинковано. Тогда бьете в колокол защиты прав потребителей, и на его звон уже прибудут проверки в эту ресторацию.

Самая популярная еда с доставкой — суши и пицца. С коллегами на племенном голосовании определились: объект эксперимента — пицца. Жаль, но не так уж и много пиццерий обеспечивают доставку в районе редакции. Причем у половины из тех, кто возит, сумма минимального заказа великовата — от 15 рублей. Но у нас бюджет. Поэтому заказали самые маленькие пиццы в меню трех известных сетей пиццерий, у которых минимальный заказ демократичный.

Время — деньги

Почти все уважающие себя пиццерии бросаются громкими заголовками наподобие «привезем за полчаса или пицца бесплатно». Это подкупает. На деле же такие проколы за ними редко водятся. Жаль, ради дармовой пиццы я бы и час подождал. Логистика ресторанов так устроена, что возят еду на небольшие отдаления от «кухни», не успеть сложно.

Итак, заказ. Операторы коротких номеров пиццерий дадут фору многим рэперам в умении чеканить заученные фразы на скорость. Быстро уточнили вид и размер пиццы, адрес, предложили и другие блюда, соусы. Вежливо отказался. Меня интересует только пицца. 

Вес и размер пицц указаны на сайте, стало быть, они должны соответствовать этим значениям. Иначе накликают на себя мой праведный гнев. Взвешиваем пиццы на кухонных весах. Они точны до грамма. Выложим наших «подопытных» на обычные пластиковые тарелки — все по-походному. В начале эксперимента поставил пустую тарелку на весы — пять граммов, обнуляем. Дальше масса тарелки не будет учитываться весами — удобная функция, однако.

 Вес и размер пиццы указаны на сайте, стало быть, они должны соответствовать этим значениям.

Не прошло и полчаса, как привезли первую пиццу. Бесконтактную карту приложил к платежному терминалу, из термосумки курьер достал «Цыпленка барбекю» на тонком тесте. Пицца теплая, источает аромат. Шлейф его тянется за мной. Кабинет наполнили запахи Италии. 

Пока пиццу не растащили мои расторопные коллеги, взвешиваю ее. На сайте пиццерии подстраховались — указали массу лепешки в пределах 500 — 600 граммов. На деле же пицца завесила на все 645 граммов. Значительный перевес, думаю, за счет теста, а не «цыпленка». Но этот факт все равно не может не радовать. К слову, стоит «Цыпленок барбекю» 11 рублей 90 копеек. 

Я  требую  сатисфакцию

Второй  ждем сырную «Маргариту». Курьер опоздал на 10 минут — пиццерия «била себя в грудь» на сайте заглавным шрифтом: привезем за полчаса, отвечаем.   После оплаты курьер кротко протягивает мне лощеную бумажку: 

— Вы знаете про нашу сори-карту? При следующем заказе можете купить такую же пиццу за символический один рубль. 

Но хитрые маркетологи не дремлют: «входной билет на этот аттракцион щедрости» — закупиться в пиццерии  минимум на 9 рублей 90 копеек.  Но и на этом спасибо. Контрольное взвешивание. И снова приятный сюрприз. На сайте указана масса пиццы ровно 400 граммов, на деле она оказалась целых 419.  За 7 рублей 90 копеек, я считаю, вы получаете достаточно пиццы.  

О  вкусах  спорят

За третьей пиццей сам сгонял. Выходит, не совсем доставка, а еда на вынос. Благо пиццерия через дорогу. Никогда не брал «морские» пиццы, а сейчас решил заказать «Венецианскую» с креветками. С экрана монитора она так и манила меня. В реальной жизни, как часто бывает в знакомствах по сети, она оказалась совсем малышкой, как смаженка. Стоит 7 рублей, и это со скидкой в тридцать процентов на вынос. Однако даже на сайте ее заявленная масса ощутимо меньше — скромные 220 граммов. Что ж, на весы ее — 210 граммов. Недовес! Дайте книгу замечаний и предложений. Конечно, я переигрываю — 10 граммов недовеса — это несерьезно, и выказывать недовольство нет смысла. Тут, скорее, возмущает следующее: почему такая тонкая и крохотная, на один зуб? «Моря» тоже в ней не хватало: креветки лишь кое-где по краям, зато доминировала вареная колбаса, какая тут Венеция.

Итог эксперимента. Две из трех пицц даже больше указанной в меню массы. И скромный недовес в 10 граммов у третьей — не такая уж серьезная потеря. Три сети из великого множества пиццерий в Минске — выборка хоть и не самая репрезентативная, но теперь, можно полагать, когда вам доставят пиццу, почти наверняка с массой вас не обманут. С этой задачей неплохо справляются хитрые маркетологи.

КОМПЕТЕНТНО

Дарина Гулюта, заместитель председателя ОО «Городское общество защиты потребителей»:


— Если в заведении вас обвесили, первым делом необходимо зафиксировать это на контрольных весах, сделать фотографии. Затем написать на месте претензию в произвольной форме, оставить отзыв в книге замечаний и предложений. Также не лишним будет направить претензию на заведение в управление торговли администрации района, в котором находится точка общепита. Не рекомендуем претензии отправлять на электронные ящики, лучше их направлять заказным письмом с уведомлением.  За обман потребителей и обвес предусмотрена административная ответственность  — штраф до 25 базовых величин, а повторно в течение года — даже уголовная ответственность. Но обычно администрация заведения не идет на эскалацию конфликта, пытается загладить вину на месте. 

На дому доказать свою правоту — это очень трудоемкая задача. Претензию нужно вручить курьеру. И фиксировать недовес только в его присутствии, для этого под рукой должны быть весы. Если курьер отказывается подписывать претензию, придется привлечь свидетелей, например соседей.  А еще лучше попутно вести видеосъемку, чтобы прикрепить ее на физическом носителе к письменной претензии. Нужно также написать заявление участковому, потому как деньги передавались по месту жительства потребителя. 

ikras@sb.by

Фото Вероники УЛАСЕВИЧ
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter