Обзор самых интересных премьер телэефира

Масла и зрелищ!

Булгаковские страсти — Дом, который построил Горин — Кино из воздуха — Не стареет душой «Современник» — Душа Шарко

15 мая в телеэфире дружно отпраздновали 125–летие со дня рождения любимого для многих писателя, фантазера и стилиста Михаила Булгакова. Один из телеканалов показал документальный фильм «Великий мистификатор» известного журналиста Сергея Медведева. В ленте принял участие амбициозный режиссер Владимир Бортко: он проехался с Медведевым в трамвае «Аннушка» — дед или прадед того самого трамвая, который задавил Берлиоза на страницах романа «Мастер и Маргарита». На вопрос «Почему фильм по повести «Собачье сердце» стал так популярен?» — режиссер ответил без ложной скромности: «Потому что талантливо снят!» Ни убавить, ни прибавить.

Говорили и актеры, примерившие на себя маски булгаковских героев: Александр Галибин, Владимир Толоконников, Анна Ковальчук, Роман Карцев, Олег Басилашвили... Не обошлось без всяких будоражащих историй. Актер Галибин вспомнил об автомобильной аварии, которая случилась с ним после того, как он решился сыграть Мастера. Владимир Толоконников рассказал, как моментально Бортко утвердил его на роль Шарикова. Анна Ковальчук с гордостью поведала, что к ее Маргарите в сериале Бортко применялись самые передовые компьютерные технологии.

Чего–то мне в этом рассказе не хватило. Показалось, что получился он чересчур мрачным. Послушать Анну Ковальчук, остаток жизни Михаил Афанасьевич провел у телефона, ожидая звонка от Сталина.

Михаил Булгаков.

В утреннем эфире аналитической программы «Наблюдатель» Андрея Максимова решали другой непраздный вопрос: актуальна ли драматургия Григория Горина сегодня или она устарела? Собрались три худрука: Марк Захаров, Александр Ширвиндт, от молодежи выступил художественный руководитель Московского академического театра имени Пушкина Евгений Писарев, недавно поставивший премьеру «Дом, который построил Свифт» по произведению Горина. Мрачная фантазия о жизни англо–ирландского сатирика получилась, по скороспелым отзывам критиков, не такой жизнеутверждающей, как одноименный фильм Захарова. Атмосфера циркового карнавала уступила место величию не очень смешной притчи о духовном одиночестве.

Режиссер Георгий Данелия — Свифт нашего времени. В очерке «Между вымыслом и реальностью» режиссер признался: «Я — не математик, не могу высчитать фильм математически. Он всегда идет у меня эмоционально».

В свое время знаменитый сценарист Тонино Гуэарра считал, что от лент Данелия исходит аромат цветов: «Он учит нас ходить по улицам, усыпанным розами. Элегантной у него выглядит даже грузинская пыль». Данелия всегда создавал кино из воздуха, отталкиваясь от деталей. За полвека жизни в индустрии Георгий Николаевич никогда не играл в сильную личность, пророка или судью. Он всегда считал, что люди достойны света и того самого лекарства в виде киношных небылиц, которое примиряло бы их с жизнью.

Свои небылицы пришли рассказывать звезды в гости к «Вечернему Урганту» из театра «Современник» Сергей Гармаш, Чулпан Хаматова и примкнувшая к ним молодая актриса Виктория Романенко. Явились, чтобы напомнить всем о том, что их любимый театр «Современник» отметил в этом году 60–летие. Но ничего нового как–то не открыли. Хаматова вспоминала, как ее, молодую актрису, бесстыдно разыгрывал Гармаш, вызывая на съемки к Стивену Спилбергу. А Гармаш восхищался командным духом молодого «Современника», когда собрания коллектива затягивались далеко за полночь. Романтика коллективного быта.

Питерская актриса Зинаида Шарко стала героиней программы «Актриса на все времена». Зинаиду Максимовну критики всегда считали клоунессой, да и сама она гордится этим званием. Клоунесс в истории мирового кино не так уж и много. Самая известная, пожалуй, Джульетта Мазина. Но и Шарко, звезда картины Киры Муратовой «Долгие проводы», Ильи Авербаха «Фантазии Фарятьева», далеко не последняя в этом списке. У актрисы сложная личная жизнь. Она познала горький вкус одиночества. Гордится тем, что ни сына, ни внуков не пустила в актеры — слишком уж зависимая и унизительная профессия. Можем вспомнить фразу из картины «Успех», где снималась коллега Шарко по БДТ Алиса Фрейндлих: «Тут уж или мужчина, или актер — надо выбирать».

pepel@sb.by

Советская Белоруссия № 94 (24976). Пятница, 20 мая 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter