Маска, я тебя знаю!

Есть ли у нас «технологи по обаянию»?
Есть ли у нас «технологи по обаянию»?

Почему проиграл президентские выборы Виктор Янукович? Почему покатилась с небосклона звезда Бритни Спирс? Почему — ох, больной вопрос — Беларусь трижды кряду потерпела фиаско на «Евровидении»? В хоре замечаний едва ли не громче всех звучит голос имиджмейкеров — специалистов, знающих, как управлять впечатлением.

А их вердикт сух и емок: «Не впечатляет!»

Имидж решает всё?

Недавно в Минске высадился «научный» десант — представительная группа членов Российской академии имиджелогии (РАИ). Стимулом для постсимпозиума на базе Академии последипломного образования послужило избрание действительным членом РАИ и членом ее президиума декана психологического факультета, доктора психологических наук профессора Владимира Янчука, создавшего один из самых заметных на пространстве СНГ учебников по социальной психологии. Был, чего уж там, и другой повод — оставившее горький осадок «Евровидение». «Греция наглядно показала, как мало у нас знают об искусстве имиджа, — сетует Владимир Янчук. — И, наверное, уже нельзя дальше упиваться собственным невежеством, а потом ломать голову: почему опять плохой результат? Давно пора освобождаться от доморощенного апломба, не подкрепленного профессиональными знаниями и умениями». Белорусское отделение Академии имиджелогии для того и открывается, чтобы объединить разрозненные усилия тех, кто «перекраивает–перекрашивает» чужие образы. Делается это у нас от случая к случаю, причем чаще всего отечественным психологам приходится работать с депутатами. Но это не более чем проба пера на фоне российского имидж–конвейера, где научились делать «конфетку» из всего — из отдаленного региона, жаждущего привлечь туристов, из нелегкой профессии учителя, даже из обычного детского садика. Всевозможными изысканиями в Академии имиджелогии занимаются более 100 лучших специалистов со всего СНГ. Забавная деталь: раз в год они собираются на... маскараде, чтобы и словом, и делом продемонстрировать свое искусство «выбора маски».

Современный мир, увы, перевернул с ног на голову старую добрую истину о главенстве внутреннего над внешним. Сегодня не досуг копаться в чужой душе — проще встречать «по одежке» и по ней же очень долго еще привечать. «Реальность такова, что живем не мы — наш имидж. Ведь о чем говорят исследования? В малом бизнесе высокой должности может добиться только та женщина, которая соответствует определенным сложившимся стереотипам. А владеет ли она на практике необходимыми знаниями и навыками — дело десятое», — признает президент Академии имиджелогии Елена Петрова. Отсюда резюме: имидж — нечто большее, чем капитал, имидж — это судьба. Грустно, но в точку. Ведь что такое фараон без имиджа фараона? Что такое звезда вне образа «суперстар»? Так, песчинка в море. Это, между прочим, понимали еще в стародавние времена, вот почему царствующие особы буквально ни шагу не могли ступить без церемоний. Имидж не нужен разве что Робинзону Крузо на необитаемом острове. И то лишь до тех пор, как не появится Пятница.

Впечатляй и выигрывай

Вот и получается, что даже об имидже собственной страны мы пока вынуждены судить по чужим оценкам. К примеру, у российской молодежи, рассказывает Елена Петрова, первая ассоциация с Беларусью — картошка. Но в целом нас оценивают как прогрессивно развивающуюся страну со стабильной экономикой. Почему? Спасибо белорусским товарам — особенно холодильникам, газовым плитам и садовым качелям: они создают имидж «нации, которая не позволяет себе гнать халтуру». А еще на нашей стороне — память о некогда едином СССР. И поэтому никакие нападки, никакой время от времени всплывающий в СМИ негатив, как уверяют имиджеологи, не в силах поколебать общероссийского мнения. Лестного для Беларуси.

Что и говорить, приходится попотеть, чтобы добиться нужного о себе впечатления. Кому хочется оказаться в положении Молдовы — страны, как выяснилось, вообще без имиджа в России? А каково немцам узнать, что в глазах россиян все их успехи в экономике и демократии перевешивает историческая память: мол, бей фашистов?! По словам имиджеолога Александра Панкрухина, управлять впечатлением сегодня кинулись многие страны: «Знаете ли вы, что вся реклама турецких курортов оплачивается из государственного бюджета? Так Турция пытается обаять Евросоюз. Малайзия запустила проект «Мой второй дом», зазывая иностранцев приобретать у себя недвижимость на время летних каникул, — и не прогадала. За год там раскупили почти 6.000 домов. На мой взгляд, совсем не случаен и успех «Лорди» на «Евровидении». Финляндия вкладывает огромные деньги в свое продвижение, замахнулась даже на статус самой образованной страны в Европе — такими финны намерены стать к 2020 году». Кстати, Россия тоже озаботилась собственной репутацией. Прошли времена, когда достаточно было потрясать ядерной дубинкой. Теперь критерии иные: скажем, бросаешься ли ты на помощь другим после землетрясений и наводнений.

...И все же, читатель, воспитанный на ценностях Чехова, не стоит унывать! Не всем на свете правит имидж. Рано или поздно находится время и для души. Признают же имиджмейкеры, что даже самые циничные работодатели больше всего ценят в подчиненных доброжелательность и чувство юмора. А эти качества, согласитесь, ну совершенно невозможно «натянуть» на себя, как маску.

Обаять: миссия выполнима

По словам Елены Петровой, никакого рейтинга в имидже нет: в какой–то ситуации важен облик, в другой — жесты, в третьей — рекомендация со стороны. Как бы то ни было, при встрече с новым человеком первые 20 секунд мы прежде всего оцениваем, как он выглядит, двигается, во что одет. А еще — обстановка. Доказано, что при знакомстве на 72 процента имидж хозяина формирует его квартира.

Женихам и невестам имиджеологи рекомендуют вести себя, как политикам, — в соответствии с ожиданиями «аудитории». Позиция «воспринимайте меня таким, какой я есть!» — верный путь нажить себе врагов задолго до свадьбы. «Я же такая хорошая, хозяйственная, я Гришу так люблю, а его мама этого не разглядела», — убивается студентка. А виновата–то сама: пришла, уселась на диванчик и стала вести себя, как гость. Тогда как Гришина мама ожидала, что ее спросят, чем помочь, — проявят некое «дочернее поведение». Помните: законы, по которым мы себя подаем, и законы, по которым нас воспринимают, никогда не совпадают.

При знакомстве с будущим работодателем, кроме деловых качеств, если не главную, то важнейшую роль точно играет одежда. Она кодирует в себе некую информацию, которую собеседник подсознательно считывает. Например, если вы устраиваетесь на работу в какое–либо серьезное ведомство, костюм или аксессуары должны быть зеленого или болотного цвета — они символизируют стабильность. Тогда как публика творческая примет вас на ура и, что называется, в амплуа «красного петуха». Недаром американские социологи утверждают: цветовая гармония в одежде наполовину гарантирует успех. А уж задачу определить, что к чему, лучше доверить профессионалам.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter