Маска, маска, я тебя знаю. Современный танец как способ заглянуть в глубь своего “я”

В Витебске прошел XXII международный фестиваль современной хореографии, учредителями которого являются витебские облисполком и горисполком, Министерство культуры Республики Беларусь.

Победителем в номинации “Лучшая постановка” стал театр танца “D.O.Z.S.K.I.”, создатели которого Дмитрий Залесский и Ольга Скворцова — выходцы из легендарного витебского танцевального ансамбля “Зорька”, воспитанники хореографа Натальи Чернюк.
Награда за исполнительское мастерство и артистизм досталась театру танца Ольги Лабовкиной, представившей на суд международного жюри удивительно харизматичный одноактный балет “Свадебка”.

В лабиринтах судьбы

Фестивальный занавес опустился. Витебск в который раз остался верен своей традиции собирать энтузиастов современной хореографии, новаторов искусства. Современный танец - это философия ХХІ века, в нем много смыслов и загадок, его любят за недосказанность и ругают за невнятную пластику. Но как бы то ни было, он развивается и получает истинное признание именно здесь, в Витебске, городе авангарда Марка Шагала и Казимира Малевича.
— Наш фестиваль создан для обмена опытом между творческими людьми, — считает вдохновитель и создатель этого удивительного карнавального действа заместитель генерального директора по спецпроектам центра культуры “Витебск” Марина Романовская. — Для этого теоретики и практики современной хореографии из Литвы, России, Украины, Эстонии, Германии проводят у нас свои мастер-классы, а в программе фестиваля — неизменные любимцы витебской публики Пермский государственный театр “Балет Евгения Панфилова”.
В этом году витебчане первыми увидели премьеру панфиловцев по мотивам произведения великого Германа Гессе “Сиддхартха” в постановке московского хореографа Дениса Бородицкого. Герой идет по лабиринтам своей судьбы, где каждый тупик — и есть открытие, познание самого себя. Постоянный поиск — отличительная черта современного танца, contemporary dance. Но современной хореографии присущи не только глубокая рефлексия, вечный поиск идентичности. У того же обладателя Национальной театральной премии России “Золотая маска” (дважды!) “Балет Евгения Панфилова” есть и хореографическая буффонада по мотивам мифов и легенд американских ковбоев “Хучи-Кучи”. На азартную и комедийную постановку в стиле “а-ля мюзикл” с бандитами, шерифами и золотоискателями всегда аншлаги, и Витебск не стал исключением.

Пленительная пластика

Главным событием фестиваля всегда является конкурсная программа, благодаря которой участники имеют шанс  получить приглашение на другие международные фестивали в страны Западной Европы и Америки. Не случайно та же Марина Романовская подчеркнула на встрече с журналистами: мы продвигаем белорусскую хореографию в европейское и мировое культурное пространство и популяризируем достижения лучших белорусских коллективов.
Современный танец — это интеллектуальное действо, и в этом его пленительная притягательность. Ольга Лабовкина привезла в Витебск хореографическую миниатюру “История красного шарфика”, в которой размышляет над вопросом: а нужен ли танец вообще? Эстонский хореограф Рене Номмик показал на сцене концертного зала “Витебск” щемящую историю: человек - театр - танец.
Жюри конкурса, которое возглавил народный артист СССР и Беларуси, профессор академии музыки Беларуси Валентин Елизарьев, выделило балеты Ольги Скворцовой и Дмитрия Залесского “Камень, ножницы, бумага” и “Homo Sapiens”. Почему? За целостность хореографического действа и в то же время за камерность центрального мотива, отточенную пластическую лексику, что позволяет этим балетам быть интересными для зрителей и в других странах. Хореограф из Германии, декан факультета режиссуры Берлинского университета драмы и танца Дитмар Зейферт, вручая диплом номинантам, отметил: техника исполнения современного танца у белорусов выше, чем в западноевропейских странах. Председатель экспертного совета известный московский критик Лариса Барыкина считает, что белорусский современный танец показал высокий класс и многие спектакли можно включать в программы самых брендовых международных фестивалей.
— На фестивале мы видим, как растут наши коллективы, меняются на глазах, — поделилась с корреспондентом “НГ” витебский искусствовед, профессор Татьяна Котович. — У Дмитрия Залесского и Оли Скворцовой изменился их взгляд на мир, их мировоззрение. Если раньше было больше движения в сторону коммерческого искусства, то теперь в основе их мышления — новая философия.

Спасибо учителю

На пресс-конференции с лауреатами конкурса XXII Международного фестиваля современной хореографии  в Витебске журналисты шутя предложили Дмитрию Залесскому, оказавшемуся между двумя Ольгами, Скворцовой и Лабовкиной, загадать желание вслух. Находчивый хореограф парировал: у меня нет желания, есть благодарность своему учителю, которая находится здесь, в зале, — Наталье  Александровне Чернюк. Педагогический талант художественного руководителя заслуженного любительского коллектива Республики  Беларусь  витеб-ского хореографического ансамбля “Зорька” Натальи Чернюк посеял свои зернышки на ниве современной хореографии. И зерна эти стали давать всходы удивительной мощи.
— Мы выросли на репетициях в “Зорьке” и на фестивале современной хореографии, — признались лауреаты. — Здесь мы поверили, что все, что мы делаем, не зря.
Современная хореография выходит из андеграунда. Она снимает маску и открывает знакомое лицо незнакомца, готового воскликнуть: жизнь прекрасна, как и жизнь в искусстве! Ищите, и вам откроется...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter