Свой угнанный автомобиль хозяину порой удавалось выкупить у бандитов

Машины в бегах

Автовладельцы со стажем помнят: еще два десятилетия назад оставить даже подержанную иномарку на несколько минут без присмотра было по-настоящему опасно. Угоняли из гаражей, со стоянок. Потом криминальная техника отстаивалась в гаражах «надежных людей», если надо — перекрашивалась, перебивались серийные номера. Занимались преступным промыслом многие — от подростков из неблагополучных семей до воров-виртуозов.

ФОТО ИЗ АРХИВА «СБ»
Одной из наиболее крупных группировок в этом уголовном бизнесе была могилевская «бригада» Марика. Просуществовала она три года. «Работала» по всей Беларуси, и даже в Польше. Позже, когда преступников задержали, в Могилев съезжались потерпевшие отовсюду — некоторым повезло забрать свои «тачки» (их бандиты не успели продать). Потом были судебные заседания. Приговоры — от двух до пяти лет лишения свободы.

Полковник милиции в отставке Михаил Воронков, работавший в те годы начальником управления по борьбе с организованной преступностью по Могилевской области, рассказывает вот что:

— Машины в угоне сбывали несколькими способами. Самый распространенный — автомобиль возвращали за деньги его же хозяину. Цену назначали обычно до одной трети стоимости машины. Если авто, к примеру, покупалось за шесть тысяч долларов, чтобы получить его обратно, нужно было отдать две тысячи. Сумма по тем временам огромная — большинство белорусов не зарабатывало и ста долларов в месяц, а банки кредитов почти не выдавали. Приходилось крутиться, влезать в долги. Причем не всегда представители угонщика сами выходили на хозяина, иногда тот искал нужные связи.

Как это делалось? Обычно к знакомым с криминальным прошлым и отправлялся потерпевший, а те уже связывались по своим каналам с местными авторитетами — Афитом, Мамочкой, которые легко вычисляли, кто причастен к угону. Дальше шли переговоры: кому передавать деньги и где забирать автомобиль. Понятно, в таких случаях в милицию потерпевшие не шли — ведь сами просили уголовных авторитетов о посредничестве. Если же кто-то, не сумев собрать требуемой суммы, все же обращался к людям в погонах, то воры автомобиль сжигали в назидание другим и бросали черный остов на видном месте.

Михаил Иванович Воронков вспоминает:

— В те годы криминалитет имел хорошие связи, утечки информации из самых серьезных учреждений случались довольно часто. Неудивительно, что в большинстве случаев автоугонщики узнавали, что на них пожаловались в милицию. Впоследствии мы навели с этим порядок.

Кстати, криминалитет действительно старался всеми способами проникнуть в государственные учреждения и службы. Ветераны УБОП по Могилевской области припомнили даже случай, когда представитель преступной группировки пытался поступить в школу милиции, уже отнес в приемную комиссию документы — к счастью, такой возможности ему не дали.

Еще одним распространенным способом продажи краденого автомобиля в 1990-х годах было разобрать его на запчасти — в период дефицита они также пользовались повышенным спросом. Был еще вариант — угонять авто под заказ. К примеру, имелась у кого-то разбитая в хлам машина, не подлежащая ремонту, и документы на нее остались. Угоняли точно такой же автомобиль, перебивали номера на двигателе и кузове под имеющиеся бумаги и вполне «законно» сбывали.

Краденые автомобили шли к нам, в частности, из Польши, Литвы. Там было немало «Жигулей» — «девятка», «девяносто девятая». Модели популярные. Ввоз их из-за границы никого не удивлял, не настораживал. К тому же на протяжении некоторого времени существовали даже льготы по растаможке российских машин. Ввезти их из-за границы было намного дешевле, чем иномарки.

И конечно, очень многие криминальные «тачки» от нас переправлялись в Россию. В конце ­1990-х на территории Беларуси действовала крупная интернациональная группировка, в которую входили местные угонщики, а также российские покупатели, заказчики.

Одним из перегонщиков-экспедиторов был даже сотрудник вневедомственной ­охраны из России — решил таким образом поправить материальное положение. Офицера милиции на дорогах реже останавливали, относились к нему менее настороженно, он имел два комплекта документов: подлинные и поддельные. К тому же у него был немалый опыт общения со своими коллегами. До поры до времени проблем у него не возникало.

ФОТО ИЗ АРХИВА «СБ»

По оценкам правоохранительных органов, экспедитор из России успел перегнать не один десяток автомобилей, неплохо на этом поднялся — ведь совмещал службу в милиции с криминальным бизнесом достаточно долго. Как его взять с поличным? В 2001 году сотрудникам УБОП  по Могилевской области поступила оперативная информация: российский лейтенант Л. из вневедомственной охраны такого-то числа собирается перегонять по дорогам региона транзитом «Ауди-100», которую специально для него местные компаньоны угнали в Гродно. К операции люди в погонах тщательно подготовились.

Лейтенанта остановили под незначительным предлогом, стали задавать стандартные вопросы, чтобы преждевременно не насторожить. Затем, внимательно изучив документы на автомобиль, задержали. Возбудили уголовное дело, россиянина этапировали в СИЗО Гродно — ведь именно в этом городе угнали автомобиль, который он пытался доставить в Россию.

Дело это стало резонансным. Взятый с поличным перегонщик-экспедитор, конечно, был не очень крупной «сошкой». В России остались перекупщики, заказчики, требовалось выяснить их имена. Была создана следственно-оперативная группа из сотрудников МВД Беларуси и России. Михаил Воронков рассказывает:

— Белорусские оперативники ездили к коллегам в Москву на Петровку, 38. Наше управление представлял старший оперуполномоченный Геннадий Солодков, который курировал вопросы по автотранспорту. С ним ездили также минские сыщики. Белорусские офицеры передали россиянам все собранные материалы, чтобы помочь установить главарей преступной группировки. После этого обстановка с угонами стала менее напряженной.

По всем городам страны прошли задержания угонщиков. Многие представители доходной «профессии», не попавшие в поле зрения милиции, сами отошли от дел. Как говорится, от греха подальше.

Российский лейтенант-экспедитор, по воспоминаниям ветеранов милиции, получил не очень строгое наказание: около года лишения свободы. Несмотря на то что он был участником многих эпизодов с перегонами, доказать большинство не удалось: нет автомобиля — нет вопросов. А сам перегонщик откровенничать с бывшими коллегами, рассказывать лишнее, конечно, не стал.

Однако разоблачение экспедитора стало началом заката преступного автобизнеса: именно с этого времени угоны автомобилей в стране перестали быть массовыми и резко пошли на спад.

mendeleva@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter