О необычной банде автоугонщиков не знали даже криминальные авторитеты

Машины в бегах

Календарное окончание той или иной эпохи не означает резкого прекращения характерных для нее явлений. Переломное последнее десятилетие прошлого века — не исключение. Его отголоски, когда преступники объединялись по «профессиональному» признаку, звучали еще долго.

Все в сборе

Сложно сказать, когда именно гомельчанин Вадим Керчук (фамилии изменены), на тот момент — 32-летний врач областного наркодиспансера, стал совмещать работу с другим ремеслом. Ничего общего с лечением алкоголиков и наркоманов оно не имело. Вадим создал и возглавил организованную преступную группу.

pexels.com
Одним из первых в нее вступил живший рядом друг детства Юрий Шарыгин. Официально он не работал, ввиду чего располагал неограниченным количеством свободного времени. Правда, криминального опыта ни один из приятелей не имел. Но, как гласит пословица, дурное дело — нехитрое.

А вскоре появился и наставник — уже набивший руку на автокражах Артур Власко. Еще весной 1998-го он с неизвестными сообщниками, проломав стену, забрался в чей-то гараж. Угнанная машина Артуру приглянулась, и он вопреки изначальным планам оставил ее себе. Для подстраховки сменил двигатель и перебил номер кузова. Разъезжая на иномарке, в красках расписывал знакомым, как своими руками восстанавливал авто, приобретенное в плачевном состоянии. Вскоре происхождением транспорта заинтересовались милиционеры. Но тогда Артур сумел убедить их, что приобрел машину на рынке. Истина всплыла только спустя шесть лет. До того как это случилось, Власко совершил как минимум еще два угона.

Постепенно в «бригаду» вливались новые участники, среди которых были и тертые калачи, и новички с биографией, еще незапятнанной кляксами судимостей.

Впоследствии материалами уголовного дела будет охвачен лишь последний год деятельности ОПГ — с осени 2003 до конца лета 2004 года. Однако вполне вероятно, что криминальным автобизнесом Керчук и товарищи занимались гораздо дольше.

Первый угон они совершили в один из сентябрьских дней. Житель Брестской области приехал в Гомель к брату. Оставив машину возле многоэтажки, зашел в подъезд. Через какое-то время прибежал сосед. Он сообщил, что возле «Фольксвагена» околачиваются какие-то подозрительные ребята. Явно не для того, чтобы бесплатно помыть авто. Стремглав вылетев во двор, братья ахнули — иномарка исчезла. Ирония в том, что раньше ее уже пытались похитить, но лишь повредили дверной замок. Теперь же злодеям все удалось.

Проколы на дороге

Второй угон ознаменовался курьезным проколом, хотя готовились к делу тщательно. Даже арендовали «Форд» в фирме, сдающей автомобили напрокат. Поездив по городу несколько часов, присмотрели «Ауди», беспечно брошенную на неохраняемой стоянке. Взломав замки, погнали к месту отстоя, но в пути случилось непредвиденное. На повороте трассы водитель машины сопровождения пытался обогнать шедшую впереди иномарку. Однако не рассчитал траекторию и переоценил собственное мастерство. В результате «Форд» зацепил другое авто. Безоговорочно признав вину, сообщник угонщика согласился возместить ущерб и даже оставил в залог паспорт. Впоследствии пришлось рассчитываться и с автомобилистом, и с фирмой, где был взят напрокат «Форд». Авто, угнанное и оставленное в лесу для последующей разборки, нашли милиционеры. В общем, операция потерпела крах, обернувшись сплошными убытками.

Однажды по пути в гараж-отстойник угнанный «Пассат» засел в глубокой луже, из-за чего заглох двигатель. Попытки вытолкать оказались тщетными. Пришлось уходить, бросив трофей. На следующее утро автомобиль с помощью специальной техники вытягивали спасатели МЧС.

В лесу машину разбирали

В постоянный состав группировки входили шесть человек, обязанности между которыми были строго распределены. Сам Керчук на дело выходил изредка. В основном осуществлял общее руководство и занимался вопросами сбыта. Он же «заказывал» нужную марку и цвет. За одну единицу платил от 250 до 500 долларов. Самым востребованным в то время был «Фольксваген Пассат». Дабы удовлетворить покупательский спрос, «работать» приходилось интенсивно. Не только в Гомеле, но и по всему региону. Добрались аж до полесской глубинки, совершив одну кражу в Лельчицах.

Машины высматривали на улицах, но при наличии точной наводки могли взломать и гараж.

Непосредственно угон совершала пара человек, мастерски владевших отмычками. Происходило это, как правило, средь бела дня. Для этого было достаточно даже короткой отлучки хозяина. Нередко автомобиль оказывался за городом до того, как обнаруживший пропажу владелец сообщал в милицию. И пока следственно-оперативная группа работала на месте происшествия, машина уже стояла в лесном массиве. Преступники пережидали самые горячие часы, когда вводились спецпланы и на дорогах выставлялись милицейские посты. Позже автомобиль перегоняли в один из арендованных гаражей. Или, разукомплектовав прямо в лесу, вывозили по запчастям, из которых потом собирали фактически «новый» автомобиль. Ставшие лишними кузова уничтожали как самые главные и крупногабаритные улики.

Интересен способ легализации, который использовали преступники. По газетным объявлениям за символическую цену приобретался разбитый кузов с государственными регистрационными знаками и документами. С помощью автогена вырезали панель с идентификационным номером, а затем имплантировали ее в угнанный автомобиль. После аккуратнейшей закраски сварочных швов на тот момент даже криминалистическая экспертиза не всегда могла выявить следы вмешательства. Параметры обоих машин (цвет, марка и т.д.), указанные в техпаспорте, полностью совпадали.

На водителя наставили пистолет

В одном из эпизодов решились на нетипичный для их профиля разбой. Один из участников нападения 22-летний Андрей Лапин взял на дело предмет, похожий на пистолет. То ли настоящий, то ли муляж.

Разбойничать решили подальше от дома — в Речице. Возле ресторана «Черное золото», где в ожидании клиентов стояли такси, внимание бандитов привлек «Фольксваген Пассат». За рулем находилась 50-летняя женщина, занимавшаяся частным извозом.

Сначала к ней сели двое, назвав деревню Горошков, расположенную недалеко от райцентра. Но еще в городе взяли третьего пассажира, который дожидался в заранее условленном месте. Водительница не придала этому значения. Не знала она и того, что за ее машиной неотрывно следует еще одна. Это был Керчук. Не доезжая до деревни, Лапин попросил остановить — мол, приспичило. Нажав на тормоза, женщина заметила, как обогнавшая их «Ауди» тоже остановилась и вышедший из нее мужчина идет к ним. В этот миг пассажир вернулся в салон и, наведя пистолет, заявил:

— Все, тетя, приехали. Вылезай.

Перепуганная дама выбралась из салона, ее оттащили на обочину и связали веревкой, а рот залепили полоской скотча.

Милиционерам потерпевшая смогла рассказать немного. Пассажиров она видела в полутьме и как следует не разглядела — составить фотороботы не удалось. Преступники перегнали «Фольксваген» в лесной массив под Добрушем. А через некоторое время продали в России.

В ходе следствия несколько участников разбоя признали вину. И только Андрей Лапин выкручивался до последнего, одну за другой выдвигая версии о непричастности. С не меньшим упорством следователи опровергали их, разрушая алиби обвиняемого. Сперва тот утверждал, будто в день преступления занимался в секции бокса. Но ее тренер уверенно заявил, что такого спортсмена у него никогда не было. Тогда Лапин вспомнил, что отдыхал на даче у друзей. Однако в отличие от вызванных свидетелей так и не смог нарисовать схему расположения комнат. Наконец, заявил, что был в развлекательном центре, где отметился участием в конфликте. Персонал заведения подтвердил: такое было. Но за пару месяцев до нападения на таксистку. В общем, отвертеться не удалось.

Цепная реакция

Долгое время ОПГ оставалась в тени. Причем о ее существовании не знали не только правоохранительные органы, но и местный криминалитет, ревностно оберегающий свою территорию.

Но все, что имеет начало, имеет и конец. Во время перегона очередной украденной машины с поличным попался Юрий Шарыгин. Его арест повлек цепную реакцию. Один за другим члены группировки оказались в СИЗО.

В гаражах Керчука и Власко обнаружили залежи запчастей и автомобильных аксессуаров. Многие потерпевшие опознали свое добро. Дома у Шарыгина был найден самодельный револьвер с патронами. Попутно удалось раскрыть ряд других преступлений: грабеж, хулиганства, кражи.

По завершении следствия перед судом предстали десять человек, каждый из них ответил за содеянное.

prolesk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter