О проблеме дефицита парковок

Машины ставят вопрос ребром

О проблеме дефицита парковок

Все признают, что Минск — современный динамичный город с развитой инфраструктурой. Изъян, пожалуй, лишь один: негде ставить машины, особенно в городских дворах. Если вы вернулись с работы поздним вечером, то места возле дома гарантированно не будет: поставите машину где придется. Скорее всего, на зеленой зоне, которая таковой уже не является, поскольку давно утрамбована колесами. Автовладельцы разделились, в сущности, на две категории: тех, кого уже оштрафовали за неправильную парковку, и тех, кому это неизбежно предстоит.


Мало сказать, что проблема дефицита парковок назрела. Она перезрела, она вопиет. Минувшей осенью заместитель Премьер–министра Анатолий Калинин призвал Мингорисполком активизировать работу по обустройству стоянок. Позже появились сообщения: в каждом районе города за год предстоит построить столько–то парковочных мест. Как правило, не более тысячи–двух. Но это не решение, если речь идет о недостатке десятков, если не сотен тысяч мест! Кто–нибудь знает точно, сколько их нужно?


Современные градостроительные нормативы таковы: Минску требуется на стоянках столько же машино–мест, сколько в городе квартир плюс 25 процентов гостевых. То есть на 80 квартир должно быть 80 машино–мест для постоянного хранения недалеко от дома и еще 20. А сколько имеется в реальности? Ответа нет. Еще вопрос: сколько будет в сумме стоить их повсеместное обустройство?


Первый зампредседателя Мингорисполкома Владимир Кухарев, называя стоимость строительства одного парковочного места (около 4,5 млн. рублей), говорил, что с населением ведется работа, чтобы привлечь средства горожан хотя бы в соотношении 50/50. Сколько горожан удалось привлечь? Сколько из них, в принципе, готовы заплатить? Ответов нет.


«Ну машину ведь просто негде поставить!» — заявляет каждый второй, оштрафованный за неправильную парковку. Минская ГАИ иногда привлекает к ответственности по 150 таких автомобилистов за день. Наказание в первый раз — одна базовая величина, за повторное — две. Но в поле зрения попадают далеко не все нарушители. Как правило, ловят таких водителей случайно: ехал инспектор, увидел нахально припаркованное авто — оштрафовал. В одном из минских районных отделов ГАИ рассказали, что иногда просто оставляют записки, мол, вы, товарищ, неправильно поставили машину, и просят прийти в отделение. 95% адресатов приходят. Еще один вариант, когда сами жильцы домов обращаются по телефону 102. Таких звонков, говорят в ГАИ, немало. Звонят, как правило, утром или поздно вечером. Кроме этого, уверяет автоинспекция, ежедневно отдел агитации и пропаганды просматривает практически все сообщения на белорусских сайтах с новостями от читателей о тех, кто паркуется не по правилам.


***


Места, где нарушителям, словно медом намазано, коммунальники знают наизусть. Там постоянно примята трава и совсем нет зелени. Не помогают даже субботники. Казалось бы, порядок навели своими руками. Но лень побеждает все. Трудно до подъезда два шага ступить — нужно подъехать чуть ли не к самым ступенькам. ГАИ и ЖКХ в этом месяце уже запланировали несколько рейдов: рано утром представители служб вместе проинспектируют особо проблемные дворы. Мера хорошая, но временная. Оштрафуют, к примеру, за неделю несколько сотен водителей. Те заплатят по 130 тысяч рублей, а на следующий день в полной уверенности, что сегодня ГАИ точно не будет, поставят машины на газоне. И вполне вероятно, что инспектор в этот раз действительно не приедет. Ведь невозможно следить за всеми дворами одновременно. Или возможно?


На помощь могут прийти современные технологии, уверен Дмитрий Навой, начальник отдела технических средств и систем ГАИ Мингорисполкома. В пилотных зонах, на ул. Козлова — Платонова и на Могилевском шоссе уже протестировали приборы, которые позволяют в режиме реального времени определять любителей неправильной парковки. Действуют они по схеме, похожей на ту, которая используется при фиксации нарушений скоростного режима, только, помимо скорости, фиксируют еще и положение авто на дороге. Но этот механизм сложнее. В нем, к примеру, дополнительно появляются стационарные и мобильные посты. Однако использовать эту технологию для того чтобы привлечь недобросовестных водителей к ответственности, пока нельзя — необходимы изменения в КоАП. Навой говорит, что теперь дело за законодателями и финансированием, ведь понадобится много нового оборудования. Впрочем, в ГАИ уверены, что окупится оно быстро.


***


Вопрос нахальной парковки активно обсуждают и в Парламенте. В проекте закона, над которым сейчас работает Комиссия по промышленности, топливно–энергетическому комплексу, транспорту и связи Палаты представителей, есть предложение, касающееся в том числе и парковок в неположенном месте. Мнения депутатов о том, как решить проблему, разделились. Некоторые считают, что достаточно просто повысить размер штрафа. У Дмитрия Харитончика, председателя комиссии, иной взгляд. Депутат утверждает, что пока лучший способ — установить больше фото– и видеофиксаторов и адаптировать законодательную базу под такой тип нарушений: «Это вопрос общественно значимый, и сейчас нами активно обсуждается. С одной стороны, нарушать ПДД однозначно нельзя. Но в то же время иногда и водители правы, ведь парковочных мест не везде в достатке. Просто взять и увеличить штраф — не совсем оправданный вариант на данный момент». И добавляет, что только после того как к ответственности начнут привлекать за нарушения, зафиксированные с помощью фото– и видеосистем, станет ясно, нужно ли ужесточать наказания рублем.


«Сделать штраф 500 тысяч или миллион, и посмотрите, как все изменится», — уверены в государственном предприятии «Гаражи, автостоянки и парковки». Тогда, считают специалисты, водители станут чаще отдавать предпочтение платным стоянкам. Которые, к слову, далеко не везде в Минске пользуются популярностью. «В Московском районе большинство стоянок востребованы в полном объеме, а вот в Советском и Первомайском не заполнены», — приводит пример Дмитрий Голос, начальник бюро по заключению договоров хранения транспортных средств. Есть и особая сезонность: к примеру, на лето люди расторгают договоры, уезжают на дачу, зимой немало тех, кто хранит машину в гараже. Весной же наоборот: появляются новые клиенты. Конечно, стоянка — это не бордюр у самого подъезда. До нее иногда приходится добираться на общественном транспорте. Но Голос уверен, что преимущества все равно очевидны. Стоимость парковочного места на месяц — 200 тысяч рублей. За эти деньги можно быть уверенными, что место для машины всегда будет свободно и в любое время (кроме интервала с часу ночи до пяти утра) колеса найдут приют. Но пока для многих проще поставить авто у самого входа в подъезд или на детской площадке. А там — хоть трава не расти.


Кстати


Скажите, читатель, к вам в дом хоть раз приходил представитель ЖЭСа с вопросом: готовы ли вы участвовать в обустройстве места для стоянки вашей машины вблизи дома? Интересовался ли вашим желанием потратиться (и на какую сумму?), чтобы целиком доверить дело коммунальникам или лично потрудиться на субботнике, разравнивая и засыпая гравием площадку под укладку асфальта или плитки? Редакционный блиц–опрос показал: нам, журналистам, по месту жительства таких вопросов не задавали. Стало быть, можно утверждать с большой долей вероятности, и вам тоже.


Словом, можно констатировать, что к проблеме привлечено всеобщее внимание, но пока не видно, увы, системного подхода к ее решению. Возможно, ситуация требует специальной программы под названием, например, «Парковка». Впрочем, оставим это профессионалам. Автомобилистам остается, увы, лишь ждать практически неизбежного штрафа.


Советская Белоруссия №52 (24435). Четверг, 20 марта 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter