Машины нашего времени

Сколько можно заработать на производстве оборудования для малого бизнеса?

Станкостроение считается одной из вершин промышленности. Конечно, если речь идет о сложном, многофункциональном оборудовании. Действительно, такие машины способны выпускать только серьезные предприятия, с большим КБ, где колдуют над новинками опытные конструкторы. Но для малого бизнеса эта техника слишком дорогая. Да и по производительности она скорее подходит для крупных компаний, у которых есть мощная маркетинговая и сбытовая структура. «Малыши», исходя из своих возможностей продаж, попросту никогда не смогут эффективно загрузить такое оборудование. Тем не менее ручной труд уже не в почете, независимо от размера компании. Поэтому среди небольших фирм пользуется широким спросом не очень сложное, но эффективное оборудование, позволяющее практически исключить применение физической силы на производстве. Компактные конвейеры, дозаторы, упаковщики… Семейство оборудования, которое заточено под нужды малого бизнеса, производит ООО «Практическая механика». И делают неплохие машины. Хотя в штате компании всего пять человек.

От запчасти — к производству

Заместитель директора ООО Инна Кушнер признается: заняться производством заставили жизнь и конъюнктура рынка. Изначально предприниматель была соучредителем фирмы, специализирующейся на поставках импортной техники, а также ее ремонте и сервисном обслуживании. Но грянул 2014 год, девальвация и жесткая кредитно-монетарная политика больно ударили по инвестиционной активности малых и средних компаний. Да и в целом по импорту. Поставки из-за рубежа стремительно теряли привлекательность: спрос оказался слишком низким. И тогда решили: почему бы не производить оборудование собственными силами?

Такое оборудование ждет белорусский малый бизнес

Благо Инна Кушнер и ее партнеры в бизнесе были уже давно, прекрасно разбирались во всех хитросплетениях рынка. Непростая экономическая ситуация тех лет и мешала, и помогала зарождающемуся производству. С одной стороны, весь бизнес испытывал сложности с привлечением финансирования. И ООО не было исключением. С другой — превалирующее значение для потребителей стал играть не бренд, а цена и функционал конвейеров и других аппаратов. Для импортозамещения момент оказался крайне удачным.

На отечественных деталях


Первопроходцем Инна Кушнер себя не считает: в начале 2010-х годов достаточно много компаний занимались производством технологического оборудования для малого бизнеса. Но большинство ориентировались на сборку машин из импортных деталей. И когда грянули курсовые изменения, их продукция стала слишком дорогой для покупателей.

«Мы сразу учли этот момент и ориентировали конструкторов наших аппаратов на использование отечественных комплектующих», — говорит предприниматель. Оказалось, что практически все для сборки конвейеров и дозаторов выпускают белорусские заводы и небольшие металлообрабатывающие предприятия. Хотя признается: процесс поиска и притирки с поставщиками оказался не самым простым и безболезненным. Но сейчас ООО «Практическая механика» обросло надежными поставщиками. Конечно, как и в любом деле, сбои бывают, но такие случаи единичны. Словом, эффективная кооперация в стране возможна. Хотя, по мнению предпринимателя, для комфортной работы не хватает инфраструктуры. Прежде всего полноценных информационных ресурсов. Контрагентов в некоторых случаях приходится искать, как говорится, ногами.

«Рождение» оборудования начинается не в цеху. Для заказчика делают специальный эскиз
Фото автора

Местные комплектующие сыграли свою роль: по цене продукция оказалась значительно дешевле импортных аналогов. Хотя это далеко не единственное конкурентное преимущество «Практической механики». Инна Кушнер признается: долго просчитывали различные варианты и конфигурации собственной производственной площадки, скрупулезно вычисляли, какие операции выгоднее выполнять самим, какие — отдавать на аутсорсинг. Не без труда, но баланс удалось найти. Собственными силами компания делает несущие рамы, каркасы, металлические короба и защитные кожухи, некоторые другие детали. И, естественно, сборку. Поэтому удалось производство сделать компактным и гибким. Оснастили базовыми станками: плазменной резкой металла, для гибки листового металла и его полимерной покраски. Плюс — сварочное и токарное оборудование. На оборудование истратили около 20 тысяч рублей: сбережения, накопленные от предыдущей коммерческой деятельности. В дальнейшем парк станков планируют расширять. Но только при условии, что заказы будут обеспечивать их полноценную загрузку.

Быстро, в единичном экземпляре

Впрочем, продукция «Практической механики» дешевле не только благодаря отечественным комплектующим. Серьезное конкурентное преимущество — оперативность поставки. Обычно срок изготовления изделия не превышает 25 дней. Это очень быстро по сравнению с заказом техники из-за рубежа. На оформление, доставку, растаможку уходит несколько месяцев. «Наши клиенты в основном малые и средние предприятия, которые работают гибко, — объясняет Инна Кушнер. — Если на их продукцию вдруг возник большой спрос или появился выгодный заказ — им необходимо быстро нарастить производственные мощности. И ждать полгода своего конвейера или дозатора невыгодно: конъюнктура может слишком быстро измениться». Цена же конвейера — 1,5—3 тысячи рублей, самые ходовые упаковочные машины — 7—12 тысяч рублей. В горячий сезон они могут окупиться за несколько месяцев при максимальной загрузке. Поэтому скорость поставки для большинства клиентов имеет принципиальное значение.

Позволяет собственное производство и более плотно работать с клиентами. Что греха таить: многие работают на старых производственных площадях, поэтому очень важно оптимально вписать оборудование в интерьер, а также сделать функционал под клиента. В «Практической механике» работают конструкторы на договорах подряда и при необходимости вовремя вносят в конструкции необходимые изменения.


«Тяжело было вначале», — вспоминает Инна Кушнер. Много усилий уходило на поиск заказчиков. Сейчас клиенты в основном приходят сами. Мир малого производственного предпринимательства достаточно тесен, отлично работает сарафанное радио. Правда, признается предприниматель, промышленное производство, даже небольшое, как у «Практической механики», труд весьма кропотливый. И сразу нужно быть готовым, что признание на рынке придет минимум через 1—1,5 года. Поэтому необходимо запастись терпением, а также оборотным капиталом, чтобы успешно пережить старт. Но есть и свои прелести: много незанятых ниш с относительно низкой конкуренцией. Есть потенциал для развития. Правда, рентабельность по сравнению с услугами весьма скромная — не превышает 15—20 процентов.

Вероника КРУЧКОВСКАЯ

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...
Новости