Машины мстят хозяевам

Отдельной статистики по проблеме «своих — чужих» машин не ведется, но страховщики говорят: она набирает силу...

У 74–летнего дедушки, назовем его Василием Ивановичем, был автомобиль. Впрочем, за руль пенсионер уже давно не мог садиться по медицинским показаниям. Поэтому старенький «Запорожец» превратился в очередную дворовую недвижимость, автохлам. Вот дедушка и продал его первому встречному по бросовой цене. Серьезная, но вполне типичная ошибка! Однажды в своем почтовом ящике Василий Иванович нашел повестку в суд с иском на 8.000 евро. Адресант — Белорусское бюро по транспортному страхованию. Но не спешите огульно хаять и обвинять специалистов бюро и страховщиков в бесчеловечности. Те, наоборот, стараются обратить внимание: Василий Иванович — лишь звено в продуманной махинаторской цепочке. И таким сейчас несть числа. Ситуация обострилась в прошлом году, когда в связи с повышением таможенных пошлин страну охватила самая настоящая автомобильная вакханалия. Отдельной статистики по проблеме «своих — чужих» машин не ведется, но страховщики говорят: она набирает силу.


Ударили по рукам


— По нашим данным, только за первую половину 2011 года в страну было ввезено более 250 тысяч машин, — очерчивает проблему заместитель генерального директора Белорусского бюро по транспортному страхованию Сергей Рабецкий. — Соответственно большинство водителей свои старые автомобили продавали. Стандартная схема при этом была такова: ты мне ключи, я тебе деньги, в лучшем случае оформляется доверенность. Точка. Без заключения и регистрации договора купли–продажи в Госавтоинспекции. Хотя еще с 2007 года это нужно делать в обязательном порядке. Если нет — владельцем автомобиля остается именно продавец. А значит, согласно Гражданскому кодексу он и несет ответственность за весь вред, причиненный таким «источником повышенной опасности». Конечно, суд рассматривает дела, учитывая конкретные обстоятельства. И может возложить вину непосредственно на водителя. Но, как правило, установить, кто реально владеет авто, зарегистрированным на ваше имя, невозможно.


Вот и к нашему Василию Ивановичу однажды подошли два молодых человека. Поинтересовались, не хочет ли продать свой ставший уже наверняка ненужным «Запорожец». Пенсионер был абсолютно не против: как–никак, весомая прибавка к пенсии. Стороны ударили по рукам...


— Важный момент, — уточняет Сергей Рабецкий. — Если на машину не оформляется договор купли–продажи, новый водитель не может заключить договор страхования.


Об этом, однако, прежние владельцы редко когда задумываются. А зря. Так случилось, что бывшая машина Василия Ивановича скоро засветилась в сводках Госавтоинспекции. При выезде со двора не пропустила дорогую иномарку... Пока ее водитель отходил от шока, молодой человек, управлявший «Запорожцем», спокойно хлопнул дверцей и покинул место ДТП. Скрылся. Приехавшие сотрудники ГАИ выяснили, что злополучный автомобиль числится за пенсионером. Стоит ли говорить о том, что дедушка так и не смог припомнить, кому же именно продал свой автохлам?


Белорусское бюро по транспортному страхованию выплатило владельцу иномарки страховку, но в то же время предъявило регрессный иск Василию Ивановичу. Кстати, будь у него оформлена «автогражданка», обошлось бы вообще без суда. Впрочем, последствия были бы еще плачевнее, если бы из–за ДТП погибли или остались инвалидами люди. Тогда дополнительных страховых выплат, которые могли растянуться на долгие годы, не избежать..


Будь в курсе


Порядок сделки по продаже автомобиля:


— обратиться в МРЭО ГАИ, снять с учета автомобиль;


— получить транзитные номера;


— заключить непосредственно с покупателем договор купли–продажи (форма заявления установлена), зарегистрировать договор (оформляется в трех экземплярах и заверяется печатью) в Госавтоинспекции.


Попробуй докажи


Следующая история, вполне возможно, закончится хеппи–эндом. Фактического виновника ДТП все же удалось установить. Но сколько нервов и времени это стоило одному из жителей Добруша!


Он продал своему соседу мотоцикл с коляской. Тот перепродал его друзьям, те еще кому–то... В общем, этот мотоцикл прошел через пять или шесть рук и в конечном итоге года через полтора попал в аварию. Сотрудники Госавтоинспекции провели расследование и установили: за рулем находился несовершеннолетний. Хозяину придется пройти девять кругов разбирательств, чтобы доказать, что мотоциклом владел другой человек. Но, судя по всему, это ему удастся. Суд тогда может переложить ответственность на фактического владельца. Только есть еще один нюанс: человеку, на которого мотоцикл зарегистрирован, еще нужно доказать факт его продажи. Иначе придется выплачивать до 15 миллионов рублей — сумму причиненного ущерба.


Страховщики обращают внимание: если машина осталась в Беларуси, то установить ее нынешнего хозяина хоть и сложно, но все–таки можно. Но ведь машины массово скупали и до сих пор скупают и россияне, и казахи. Пиши пропало?


— Вот еще одна схема: старенькое авто покупают якобы для перепродажи на запчасти. Понятное дело, его техническое состояние далеко от идеального. Однако не удивляйтесь, если в итоге машина засветится где–нибудь в ДТП, — предупреждает Сергей Рабецкий.


***


Давно ставшая штампом фраза «незнание закона не освобождает от ответственности», увы, и здесь в самую точку. И эта статья — своего рода предостережение тем, кто берет за руководство к действию анекдот «Меняю «Москвич–2140» на «Нокиа–3310». Автохлама в наших дворах и гаражах еще навалом. Только это не значит, что его можно сбыть с рук кому придется, минуя коридоры Госавтоинспекции. Чревато.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter