Машиной в 130 тонн упавляет... пульт

В прошлом году Белорусский автомобильный завод выпустил с конвейера самую большую машину в мире — 450-тонный самосвал. Стальной гигант уже разошелся по странам Европы, Северной и Латинской Америки. И все же инженеры решили не почивать на лаврах: недавно показали самосвал на дистанционном управлении. 130-тонная машина сама запускает двигатель, едет по дороге и разгружает кузов…

Ззнаете ли вы, что каждый третий «многотонник» мира производится в Жодино? И что грузовики под маркой «Сделано в Беларуси» добывают руду в Австралии, Чили, Сербии, Болгарии, Индии, Индонезии и Юго-Восточной Азии?

В прошлом году Белорусский автомобильный завод выпустил с конвейера самую большую машину в мире — 450-тонный самосвал. Стальной гигант уже разошелся по странам Европы, Северной и Латинской Америки. И все же инженеры решили не почивать на лаврах: недавно показали самосвал на дистанционном управлении. 130-тонная машина сама запускает двигатель, едет по дороге и разгружает кузов…

А человек не нужен?

Первый опытный образец роботизированного самосвала с дистанционным управлением появился в Жодино в апреле 2010 года. Тогда дальность управления этой машиной ограничивалась габаритами завод- ского полигона. Теперь, после четырех лет работы по его доводке, карьерный самосвал умеет больше: чтобы «запомнить» маршрут, автомобилю достаточно один раз проехать по нему с водителем — в дальнейшем прохождение намеченной трассы будет контролировать спутник.

Авторы разработки — специалисты российской компании «ВИСТ групп», резидент фонда инновационного центра «Сколково». Внешне машина ничем не отличается от обычной модели, только вот водителя в кабине… нет: многотонным грузовиком дистанционно управляет диспетчер. Система управления роботизированного самосвала состоит из борта управления и удаленного рабочего места оператора, тот лишь жмет на определенные кнопки. Технические характеристики этого «авто» позволяют работать в глубоких карьерах и сложных климатических условиях — при температуре от минус 50 до плюс 50 градусов(!). Вес его вместе с грузом — более 200 тонн. Но то, что по силам технике, не всегда выдерживает человек. Повышенная загазованность, радиационный фон и агрессивная среда — дистанционное управление как раз и ограждает его от негатива. Начальник бюро Научно-технического центра управления главного конструктора ОАО «БЕЛАЗ» Евгений Гучек три года вместе с коллегами разрабатывал чертежи. Вот так и получился «беспилотный» самосвал:

 Создатель роботизированного самосвала  Евгений ГУЧЕК— Сидя в офисе в сотнях метров от карьера, оператор легко заводит роботизированную машину. Перед ним — мониторы, панель и руль — все, как в кабине. Эту модель «БелАЗа» мы создаем уже несколько лет, постепенно увеличивая радиус дистанционного управления. На нынешних 600 метрах не собираемся останавливаться, ведь в реальности нужен радиус в километры. Тогда и рынок сбыта у новинки станет шире.

«Беспилотник» поедет даже в Африку

Инновационный прорыв на ОАО «БЕЛАЗ» произошел благодаря модернизации. Еще три года назад здесь установили новые линии для производства, недавно открыт цех по сборке сверхтяжелых машин, а в этом году сумма внутренних инвестиций на обновление — почти триллион рублей.

География применения «беспилотников» — от Заполярья до африканских пустынь. Робот-самосвал в этом году отправится и в российский Кузбасс. А в Беларуси стальной гигант «поселится» на гранитных карьерах в Микашевичах Лунинецкого района и меловых карьерах вблизи Волковыска.

Генеральный конструктор ОАО «БЕЛАЗ» Александр Егоров полагает, что экспорт в страны дальнего зарубежья вырос и благодаря «роботу»:

— США, Монголия, Сербия, Болгария, Колумбия, Венесуэла, Перу, Индия, Индонезия, Польша, Чехия, Турция, Финляндия и даже страны Африки — Марокко, ЮАР, Гана, Конго, Намибия, Мозамбик — уже заказали новинку. Потребность в ней есть у Австралии, Чили, Бразилии и Китая. И если у нас этот продукт получится хорошим, никаких препятствий не будет для сбыта в эти страны. Сейчас один из потенциальных покупателей 130-тонника — Нюрбинский горно-обогатительный комбинат «Алроса», где разрабатывают алмазные месторождения в Якутии в условиях вечной мерзлоты.

Чтобы самосвал отправить через океан, его разбирают на мельчайшие детали, которые, к слову, поставляют в Жодино английские, немецкие и американские компании. Даже пятиметровые шины, которые выпускают специально для многотонников отечественная «Белшина» и американская фирма «Бриджстаун», переплавляют для транспортировки. Этой работой, как правило, заняты слесари и сварщики. Так, слесарь механосборочных работ Владимир Жигимонт трудится над покрышками три года. Говорит, самое легкое дело для слесаря на заводе.

Не исключено, что уже через год самосвалы с дистанционным управлением отправятся на боевое крещение добывать минералы в австралийские рудники. Но это лишь начало. Роботизированные самосвал и экскаватор будут подчиняться единому диспетчерскому центру и по максимуму автоматизируют горные работы.

Настоящая автомобильная революция

«Вот — ключ в замке зажигания, поворот — и машина уже заведена», — комментируют процесс запуска роботизированного самосвала водители. Хотя вообще-то водителей на этой «махине» нет. Правильно они называются здесь «оператор управления карьерным самосвалом». Но это первая машина, когда отсутствие шофера не пугает, а заранее предусмотрено конструктором.

Экспериментальное водительское место — точная копия кабины настоящего «БелАЗа». Если не слышать рев двигателя за стеклом операторской, можно подумать, что ты в компьютерной игре. Заводской водитель-испытатель Павел Жук освоил виртуальное управление буквально за три дня: «Мы называем эти самосвалы роботами. Это машина для молодых операторов, потому что сейчас молодежь интересуется больше компьютерами, видеоиграми. А где, как ни у нас, игру можно воплотить в реальность?»

Если инженеры решат главную проблему — телеметрию на дальние расстояния, — то первые образцы этих «беспилотников» поступят в продажу уже в мае. И тогда произойдет настоящая автомобильная революция. В перспективе изменится даже привычный вид этих гигантов — ведь необходимость в кабине для человека уже отсутствует. А вот фраза «женщина — водитель «БелАЗа» может перекочевать из анекдотов в суровую реальность: их уже готовят в водительском центре завода. Главный конструктор по карьерной технике ОАО «БЕЛАЗ» Леонид Трухнов поделился проблемой — сейчас очень серьезный недобор водителей по многим направлениям. Даже крановщики в цехе — девушки. Жители всех соседних деревень у нас работают, а людей все равно не хватает.

Не исключено, что если система будет внедрена, в линейке продукции завода появятся машины без водительских кабин. Но производители уверены: без человека в горнорудных карьерах все равно не обойтись. В крайнем случае, он может взять управление на себя в офисе, где оборудована удаленная кабина.

Аналогичной разработкой сейчас занимаются в Австралии: первые 15 экспериментальных роботов-самосвалов несколько месяцев назад начали работать на одном из угольных карьеров Зеленого континента.

Станислав ЛОБАТЫЙ, «СГ»
Фото Владислава ПОПЧЕНКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter