Машина тяжело бьет по легким

Каким воздухом мы дышим?
Каким воздухом мы дышим?

Отработав десять лет в сфере охраны окружающей среды, я уже успел смириться с тем, что эксперты Всемирной организации здравоохранения из года в год заносят Гродно в список неблагополучных в экологическом отношении городов нашей страны.

Это и понятно. На территории города хватает промышленных предприятий, «обогащающих» атмосферу вредными выбросами: ОАО «ГродноАзот», «Гродно «Химволокно», стекольный завод, комбинат строительных материалов, табачная фабрика и мебельные производства. Только «Азот» и «Химволокно» в бытность мою начальником областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды «выдыхали» до 20 тысяч тонн вредных соединений, а общий объем выбросов по городу был в пределах 29 — 30 тысяч тонн, или в расчете на одного жителя города по 162 кг в год.

Поэтому я был приятно удивлен, когда узнал, что за прошедшие годы обстановка существенно изменилась в лучшую сторону. В прошлом году объем выбросов вредных веществ гродненскими предприятиями уменьшился по сравнению с цифрами 15–летней давности почти в 3 раза. И это при тенденции роста производства, отмечающегося в последние годы!

Ушли в прошлое и будто инеем или мелким снегом «припудренные» дома, деревья, палисадники и газоны поселка Красносельский, находящегося неподалеку от ОАО «Красносельскстройматериалы». То же самое и в деревне Грандичи под Гродно: прилегающие к комбинату строительных материалов территории избавились от известковой пыли. Сыграли свою роль очистительные сооружения, на которые руководители предприятий перестали жалеть денег.

Зато сейчас появилась новая причина для беспокойства — автомобильные выхлопы. По количеству вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу, легковой и грузовой транспорт уже почти догнал «очистившуюся» гродненскую промышленность, выпуская на каждого горожанина более 50 килограммов разной гадости в год. Проверка на дорогах области показала, что 17,5 процента автомобилей с бензиновыми двигателями и 23,7 процента — с дизельными не соответствуют существующим экологическим стандартам. От этого очень сильно страдает город, ведь в Гродно кольцевой объездной дороги пока нет — к местным машинам прибавляются и транзитные. Особенно велика степень загрязнения выхлопными газами на центральных улицах. В утренние и вечерние часы она многократно превышает допустимые нормы, особенно по окислам азота, серы и угарного газа. Что делать? Нужны постоянный контроль за «подозрительными» автомобилями и ощутимое наказание для владельцев «передвижных кочегарок».

Здесь уместно будет отметить, что чистый город — это не только отсутствие бумажек и пакетов под ногами. Это также безвредный воздух. Никто не спорит с тем, что экологической чистоты добиться намного труднее, чем внешней. Здесь нужны усилия руководителей предприятий, работников ГАИ, сотрудников природоохранных ведомств, архитекторов и озеленителей.

Петр ПУТРО, с 1984 по 1994 год начальник комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Гродненского облисполкома.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter