На Минском заводе колесных тягачей специально для армии разработан автомобиль МЗКТ-500200

Машина своего времени

На Минском заводе колесных тягачей пополнение. Специально для армии разработан автомобиль МЗКТ-500200. Он уже прошел десятки испытаний. И теперь может похвалиться завидными характеристиками: например, по ухабам и бездорожью полный привод разгоняется до 80 км/час. А заправленного бака хватает примерно на тысячу километров. Посмотреть на чудо-технику вживую отправились корреспонденты «Р».

Статный красавецгрузовик — гордость завода

На площадке завода стоит статный красавец-грузовик. Привлекает внимание, но в чем преимущество машины? Начальник отдела дорожных испытаний исследовательского центра ОАО «МЗКТ» Вячеслав Климов отмечает: она сделана по военным стандартам, имеет более высокие динамические характеристики, чем ее предшественник ГАЗ-66. У нее более мощный дизельный двигатель, он экономичнее и эффективнее бензинового. Автомобиль может преодолеть практически любые препятствия. А по ощущениям — словно находишься в дорогом автомобиле: не трясет, не подбрасывает на кочках. Вячеслав Михайлович уверяет: «Заметно улучшена проходимость машины по бездорожью. Она развивает скорость по гравийным и грунтовым дорогам до 80 км/час. А если полностью заправить бак, горючего хватает примерно на тысячу километров».

Водитель-испытатель Алексей Шумский нахваливает: «Машина динамичная, проходимая, устойчивая, скоростная. По динамике могу сравнить ее с тяжелым джипом. А еще удобная: на пружинной подвеске, а сиденье — на пневматической, кнопки помогают в его регулировке».

Вячеслав Климов рассказывает, что уже проведены десятки испытаний. Проверялась эффективность тормозов, скоростные свойства машины, динамика, расход топлива, управляемость, проходимость… По результатам автомобиль дорабатывался, заказчики также вносили свои предложения. На выходе — готовые к службе образцы машин.  

Водительиспытатель Алексей ШУМСКИЙ за рулем нового автомобиля.

Наши пограничники уже получили первую партию полноприводных грузовиков МЗКТ-500200 для эксплуатации на погранзаставах страны. Новый армейский МЗКТ-500200 («Застава») предназначен для доставки 21 человека личного состава или грузов общей массой до 3 тонн по различным дорогам. Автомобиль поможет обновить автопарк органов пограничной службы.

А недавно его собрат — МЗКТ-500200-20 — вернулся с полигона под Осиповичами. Испытания проводились с июня по декабрь прошлого года. Грузовик преодолевал преграды, утаптывал дорожную грязь и послушно выполнял все команды водителя. В общем показал результаты, которые удовлетворили и конструкторов, и офицеров. 

Также проводились испытания в составе минометного комплекса. Проверялись возможности погрузки и разгрузки миномета, перевозки боеприпасов, движение с оружием и боеприпасами по различным видам дорог, преодоление брода. 

Но и это еще не все. Машины уже участвовали в соревновании «Мастера артиллерийского огня-2015» в России. Прошли огонь, воду и медные трубы: была реальная погрузка и выгрузка оружия, стрельбы из миномета. Наша команда заняла третье место, уступив только представителям России и Китая. 

Заместитель начальника автомобильного управления Министерства обороны Олег Серавкин отмечает, что исследовательские испытания МЗКТ-500200-20 продолжаются. По их результатам появится решение о принятии его на вооружение. 

«До этого ОАО «МЗКТ» производил большегрузные машины, — рассказывает Олег Викторович, — сейчас есть необходимость в замене автомобильных полноприводных шасси советского производства малой грузоподъемности от 2 до 8 тонн. В этой линейке машин отечественного производства нет. Поэтому сейчас МЗКТ делает для нас свой образец МЗКТ-500200. 

ГАЗ-66, ЗИЛ-131, «Урал-375», «Урал-4320» и КамАЗ мы планируем заменить нашей машиной. Во время боевых действий особенно важна взаимозаменяемость техники, чтобы, разобрав одну вышедшую из строя машину, мы смогли отремонтировать несколько других.  Да и чем меньше склады, тем дешевле содержание парка техники». 

Замена устаревшего ГАЗ-66 — не единственный интересный пример. Был на вооружении и автомобиль ПАК-65 — передвижной автоклуб — фактически ГАЗ-66 с кузовом-фургоном, в котором находились киноустановка и экран. Конечно, сейчас уже отпала в этом необходимость: громоздкую технику заменяют компьютеры, ноутбуки, проекторы. Но машины не сдали на металлолом, а модернизировали. Теперь используют как санитарный автомобиль для перевозки раненых. 

Кстати, этой модернизацией занимаются на 288-й базе резерва автомобилей в Старых Дорогах.  В этом году на базе планируют, например, переоборудовать ПАК в санитарный автомобиль.

Поступает и новая техника. В прошлом году получили 284 автомобиля: грузовые машины, самосвалы и автобусы. Эта техника, по словам Олега Серавкина, нужна в первую очередь в войсках. Чтобы поддерживать машины в боеготовности, необходим ремонт, обеспечение подразделений запасными частями, парковым оборудованием. Так, за прошедший год воинскими частями и учреждениями технического обеспечения Вооруженных Сил отремонтировано около 5 тысяч автомобилей. 

Центры технического обеспечения есть в Барановичах, Борисове и Березе. В войсках уверены, что самый выгодный ремонт — силами своих подготовленных специалистов. 

Каждый год 9 мая на параде в Минске мы видим автомобили УАЗ, которые проходят обслуживание на базе в Старых Дорогах. Армейские специалисты следят, чтобы техника не подвела. Кстати, в этом году на параде мы увидим уже новые УАЗы.

pahomovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter