Машина поместилась в мешке

Проверка авто на СТО может вчистую развеять «сказки» продавца

На вторичном рынке автомобилей не всегда соблюдаются права потребителей

Снежинки лениво падали на полированный металл, превращаясь в причудливые капли. Черные, бежевые, серебристые машины нестройными рядами выстроились на площадке, небрежно почищенной от зимней слякоти. Рядом лениво переминались продавцы, периодически согреваясь сигаретой или стаканчиком дымящегося кофе. Начинается обычный рабочий выходной на авторынке в Малиновке, где точно нет «плохой погоды». Некоторые даже рады ненастью: снегопад улучшает продажи битых, но восстановленных машин. Слякоть начисто скрывает следы былых столкновений: даже опытный кузовщик их не вычислит. Одно из ухищрений профессиональных продавцов подержанных автомобилей — всучить металлолом на колесах по цене приличной машины. Возможно, и попадаются на рынке честные люди. Но в тот день мне явно не повезло встретиться с таким предпринимателем. После проверки «по всем правилам» облюбованного для приобретения «Volkswagen Passat» из информации, которую предоставил продавец, правдивой оказалась только марка и модель. Как тут не вспомнить о правах потребителей?!

В арабской сказке верблюд умудрился просочиться через игольное ушко, белорусские же автомобильные «перегоны-перекупы» запросто, точно кота, прячут большую машину в мешок. На такую довелось натолкнуться собственной персоной. Хотя поначалу все было чин по чину: черный седан блестел краской «металлик», насколько позволяла снежная пороша, радовал год выпуска – 2006-й (почти новый по белорусским меркам), пробег тоже не заоблачный – 160 тысяч километров, максимальная комплектация (даже ионизатор воздуха есть встроенный)… Словом, конфетка по цене 14 700 американских денежных единиц. Молоденький парнишка в куртке-аляске радушно повествует биографию четырехколесного товара.

— Из Германии в декабре пригнали, но тогда спрос на «Passat» несколько упал, — лицо продавца выражает полную откровенность. – Вот и решили попридержать, пока покупателей не прибавится. Техническое состояние отличное. Не битая, не красилась. Никаких проблем: сел и поехал…

Идея заманчивая. Но техника есть техника. Понятное дело: ломается любая машина и в самый непредсказуемый момент. Честно признаюсь: сам в технике не силен. Конечно, сайлентблок от ремня ГРМ отличу, но на этом познания о техническом устройстве автомобиля практически и заканчиваются. Узнать о состоянии машины лучше у профессионального механика. Но знакомые ремонтники в выходной день, по естественным причинам, отдыхали. Ехать на незнакомую СТО не советую: мастера, работающие в ближайшем радиусе вокруг рынка, зачастую «прикормлены» продавцами. И за $ 10—20 на словах обеспечивается «отличное техническое состояние». Пришлось пойти по самому затратному пути: загнать автомобиль на фирменную станцию технического обслуживания «Volkswagen». Там экспертная оценка стоит раза в 2—3 дороже по сравнению с «гаражным аналогом», но, как оказалось впоследствии, истраченные 150 тысяч – цена «сканирования» подвески и электронных систем автомобиля — спасли от тысячных потерь в будущем.

Через полчаса мастер СТО рассказывал биографию «рыночной» машины, изобилующую интересными подробностями. Во-первых, пробежал «конь», как минимум, 325 тысяч километров – в два раза больше, чем указано на спидометре и как утверждал продавец. Дело в том, что на фирменных СТО есть доступ к глобальной базе данных производителя: набрал VIN-номер автомобиля – уникальный идентификационный код — и сразу видно: когда машину продали, как она эксплуатировалась, сколько раз чинилась и по каким причинам… В приличных странах «левыми» ремонтниками не принято пользоваться, а на авторизованных СТО в странах ЕС все работы заносятся в единую базу данных. В частности, выяснилось: за свою пятилетнюю жизнь в Германии чуть не ставший моим «Passat» ремонтировался 55 раз – многовато, даже для его немалого пробега. В среднем его чинили после каждых 6 тысяч верст, или раз в месяц. Явно машина после окончания гарантийного срока обросла кучей проблем: регулярное присутствие механика в ее жизни банальной заменой масла не объяснишь.

Во-вторых, автомобиль в аварии явно побывал: крылья с правой стороны снимали точно. А кузов у машины разбирают только после столкновения. В-третьих, класс «Евро-4» у «исследуемого экземпляра» только по документам. В реальности сажевый фильтр, отвечающий за чистоту выхлопных газов, вырезан. В Беларуси экологические стандарты не столь строги, как в ЕС, пройти техосмотр можно и на «модернизированной» версии. Но, не дай Бог, «переделку» раскусят в Европе: дадут такой штраф, что последние штаны отдашь. Словом, на Запад автомобиль не въездной. Кроме всего прочего, компьютерные системы ему «перешивали»: умный двигатель без фильтра нормально работать не будет. Захочет ли он это делать после вмешательства доморощенных программистов – большой вопрос. Да и вообще диагностика электронных систем показала много ошибок. Первое подозрение, что несколько важных блоков «накроются» в ближайшем будущем. После таких известий работающий с перебоями партроник, изношенные сайлентблоки и тормозные колодки, подтекающий масляный патрубок турбины показались мелкими неприятностями. Хотя и их устранение выливается приблизительно в 1000 долларов. А если брать по кругу, то при таком пробеге и реальном техническом состоянии «замечательный «Passat» за 1—2 месяца эксплуатации беззастенчиво мог съесть 8—10 тысяч условных единиц на ремонт и запчасти! Если прибавить эту сумму к начальной, заявленной хозяином цене, то «пятилетка» по стоимости вплотную приближается к новенькому «Passat B7», который 2 года на гарантии будет бегать!

Больше всего поразило поведение продавца: спокойное, почти равнодушное, несколько удивленное – мол, и сам не знал «подробностей» о своем товаре. И самое печальное: продаст же он кому-нибудь этот автомобиль. Найдет более доверчивого и прижимистого покупателя, который сэкономит на предварительном техническом аудите и получит четырехколесную «бомбу замедленного действия». Ведь реальный пробег никаким оборудованием определить невозможно, только через базу данных производителя. Самое печальное, что таких глубоко проблемных, но внешне приличных машин продается немало. Есть и совестливые перегонщики, но немало и мошенников. Кстати, в Германии отматывание пробега – уголовно наказуемое деяние. Ведь мошенничество чистой воды. Но в Беларуси оно процветает. Почему? Причин достаточно много. И главная – отсутствие официального и прозрачного вторичного авторынка. Автохаусы, на которые и де-юре, и де-факто распространяются все строгие нормы закона «О защите прав потребителей», по пальцам пересчитать можно. И на их долю приходится мизерный процент продаж: ведь налоговое законодательство требует от таких компаний уплаты НДС от всей продажной стоимости автомобиля, который становится на 20 % дороже и «непроходным» по цене. Поэтому в этом бизнесе правят бал перекупщики, которые в лучшем случае зарегистрированы как индивидуальные предприниматели, но нередко «крутят дела» вообще как простые физлица. Проблема настолько задела за живое, что захотелось ее подробно обсудить в рамках дискуссии за круглым столом с представителями Минторга, Министерства по налогам и сборам, Минфина, автодилеров и столичных рынков, которые предоставляют площадки для торговли подержанными автомобилями. Так что продолжение темы следует…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter