«Машина» по выкачиванию денег

К сожалению, на туризме Беларусь еще не умеет зарабатывать деньги так, как это делают в Египте

Энциклопедия белорусской архитектуры меня просто  потрясла. Никогда бы и не предположил, что в стране сохранилось cтолько памятников седой старины. Есть даже несколько строений, датированных XI—XIII веками. И почти у каждого исторического здания есть легенда, свои загадки, тайны… Конечно, большинство памятников зодчества требует реставрации, которая обходится баснословно дорого. Понятное дело, чтобы восстановить все старинные постройки, и столетнего бюджета Министерства культуры не хватит. Впрочем, историческое прошлое не всегда требует социальных ассигнований. Оно вполне способно на себя заработать. Не без помощи туристов, конечно. Но, увы, с этой отраслью в Беларуси проблемы. Компании и организации, которые оказывают туристические услуги, есть, но единая туристическая отрасль с законченным, как говорят промышленники, производственным циклом отсутствует.

Нельзя сказать, что в сфере туризма в стране ничего не делается. Наоборот, средства в это направление вкладываются немалые. Реконструируются санатории и гостиницы, появляются новые комплексы, горно-лыжные курорты, другие объекты, которые могли бы заинтересовать иностранцев… Но все они «живут» несколько разрозненно. А чтобы туризм приносил реальные дивиденды, необходимо, чтобы все предприятия отрасли работали в едином ритме. Именно своей слаженностью поражает туриндустрия Египта. В сезон эта страна превращается в своеобразный огромный завод с круговым конвейером, который начинается и заканчивается в одном из аэропортов. Там высаживаются иностранцы с полными кошельками в предвкушении новых впечатлений, а через неделю-две отправляются на родину с тощими портмоне, но с баулами сувениров и яркими  впечатлениями.

Одна из особенностей египтян: они не стесняются туристам продавать и товары, и услуги. Спрятаться от их лукавой услужливости, пожалуй, можно только в собственном номере. Даже на отельном пляже нет полного покоя. За день, как минимум, раз 5—6 предложат сделать массаж, научиться плавать с маской и разглядывать кораллы, будут уговаривать покататься на лодке с прозрачным дном или на квадрациклах совершить тур в пустыню к бедуинам и полюбоваться на их верблюдов… Никто не стесняется приставать к туристам: не потревожишь бледнокожих отдыхающих – ничего не заработаешь. Правда, особенно и не наглеют, по крайней  мере, на территории отеля.

Но приезжим сразу дают понять: вы источник дохода для местного населения. А поэтому почаще доставайте кошелек. А если забудете – обязательно напомнят. В экскурсионных буклетах слово «деньги» встречается чаще всего. Что необходимо для поездки к пирамидам? Удобная обувь, головной убор и деньги. В экипировке к коралловым рифам также значится портмоне. И местная туриндустрия старается, как может, чтобы туристы не остались без сувениров. Любая экскурсия обязательно будет пролегать через «фирменный» магазин папирусов, в котором для каждой группы минут на 5—10 устраивают ликбез на тему производства этого материала. Клятвенно заверяют: папирус настоящий, произведен по технологиям времен фараонов… Возможно, это красивая легенда, которую, правда, туристы воспринимают весьма благосклонно и за чистую монету. И приобретают сей «натуральный» продукт по баснословным ценам – около ста долларов за «тростниковую» картину размером со средний чертежный лист. Конечно, таких денег она не стоит. Даже если папирус прессовали вручную, 8 дней держали под грузом, соблюдали дедовские технологии… Но на то и есть турист, чтобы проявлять чудеса щедрости.

Современные египтяне умеют творчески переплетать историю фараонов и чистый вымысел, но любой гид своими легендами ненавязчиво создает ореол эксклюзивности вокруг сувениров. В развалинах дворцов фараонов главной персоной обязательно станет жук-скоробей, который отвечал в древней мифологии за благосостояние и процветание. Не меньше баек прозвучит и про картуш – амулет, который оберегает от любого зла. А через каких-то полчаса в ресторанчике, в который заехали перекусить, окажутся несколько торговцев, которые по сходной цене продадут и кулон в виде жука-скоробея из золота или серебра, и карутш – тоже из драгоценного металла, точнее, якобы драгоценного. Ибо ни клейма изготовителя, ни пробы на изделиях не стоит. Но туристы охотно разбирают кулоны неизвестного происхождения. Ведь такие амулеты есть только в Египте!..

Так и проходит экскурсия в этой стране: посещение древних развалин и усыпальниц «разбавляется» экскурсиями в сувенирные лавки. Причем гид постоянно сообщает, что только в этом месте безделушки настоящие. В лавках возле отеля – подделки. Поэтому и стоят в несколько раз дешевле. Правда, потом оказывается, что египетский эксклюзив в массе своей можно без труда приобрести и в Беларуси. Те же папирусы, кальяны, статуэтки из алебастра и коралловые бусы в изобилии можно найти в любом отечественном магазине подарков, причем по ценам ниже арабских. Но на родине на эту мишуру и смотреть не хочется. А под белым солнцем пустыни, под воркование гида эти предметы вдруг приобретают какую-то коллекционную ценность…

Удивительно, почему в Беларуси не получается создать подобную инфраструктуру. Ведь и народных промыслов в стране хватает, и оригинальных сувениров… Соломка, плетения из лозы, керамика и произведения гончарного мастерства… Увы, не создан вокруг них ореол национальной таинственности, в отличие от египетских жуков-скоробеев.

Конечно, цивилизация на берегах Нила зародилась 8 тысяч лет назад. Впрочем, и умерла она не вчера, а в начале новой эры. Но в том-то и заключается профессионализм местных гидов, что они мастерски умеют обновить былые легенды, красиво их преподнести. В унисон вторят им и торговцы, которые из кожи вон лезут, чтобы продать свой товар. Иные готовы километр бежать, расхваливая свои сувениры. Видеть такую бурную деятельность настолько непривычно после воспоминаний о белорусских неторопливых служителях прилавка. Впрочем, разница в темпераменте легко объяснима. Рядовой служащий  отеля зарабатывает 20—30 долларов в месяц. Поэтому он делает все возможное, чтобы оказать услугу постояльцам и получить лишние 5—10 местных фунтов.

Доходы торговцев тоже не поражают воображение. 50—70 долларов в месяц считается вполне приличной суммой. Владелец ювелирного салона, расположенного рядом с отелем, может похвастаться «смешной» зарплатой в 1500 долларов. Отсутствие богатства развивает в египтянах находчивость и улучшает лингвистические способности. Можно не уметь читать и писать по-арабски, но изъясняться на нескольких иностранных языках жизненно необходимо. Иначе как будешь общаться с иностранным покупателем, объясняясь на пальцах, много не наторгуешь.

Когда продавец говорит на твоем родном языке, вроде бы мелочь. Но мелочь приятная. А из них-то и складываются впечатления туриста. А довольный турист всегда старается увезти побольше сувениров, чтобы продлить на родине приятные воспоминания об отдыхе.

К сожалению, белорусская туристическая отрасль еще не настроилась на такой лад. Есть в Беларуси и уникальная природа, и памятники архитектуры, и мемориальные комплексы… Осталось только придумать, каким образом преподнести все это богатство туристам. Под каким соусом, чтобы отдых не казался пресным. И конечно, существует пробел в инфраструктуре. Ведь приезжий отдыхающий скучать не должен, он приехал провести свой отпуск и потратить деньги. И такую возможность ему необходимо предоставить…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter