
Что такое наш театр сегодня? Огромное количество комедий, преимущественно зарубежных. Иногда повествовательные описания и переделанная на современный лад классика. Культурный обмен с Россией антрепризами. Некоторое количество спонтанных экспериментальных спектаклей, сделанных молодыми энтузиастами при отсутствии сценических альтернативных площадок. Театров, открытых для свежих идей, не наблюдается. А хочется. Очень хочется чего-то новенького и зрителям, и самим деятелям театра. Потому фестивали так привлекательны, как ветер перемен.
На M@rt.kontakt этого года начали, продолжили и финишировали классикой и признанными мастерами — «Месяцем в деревне» режиссера Евгения Марчелли (Ярославль), «Крейцеровой сонатой» Саулюса Варнаса (Могилев), «Братьями Карамазовыми» Льва Эренбурга (Санкт-Петербург). О творчестве этих немолодых режиссеров постоянно спорят. Их выдвигают на премии. Следят за тем, какому театральному языку они учат молодежь. Как на эстраде, телевидении и в кино, они не боятся раздевать героев, показывать откровенные сексуальные сцены и при этом затрагивать глубокие философские проблемы, соприкасаться с метафизикой и обнажать сложную человеческую душу в диалоге со зрителем.

Выпускники Казахской национальной академии искусств, как и режиссерская лаборатория Римаса Туминаса при московском театре имени Е.Вахтангова, как и театр-студия из Санкт-Петербурга педагога Льва Эренбурга, как и наша Белорусская академия искусств, стремились не только ломать исполнительские традиции, удивлять пластичностью и музыкальностью, но и исследовать переживания и сомнения, убеждения и взгляды молодых людей, которые ищут смысл жизни. Такая творческая молодежь легко находила пути к сердцам благодарной могилевской публики. Даже случилось событие удивительное. Педагог и режиссер из Вильнюса Сильва Кривицкиене воспитала своих учеников на русской классике — Ф.Достоевском, А.Чехове, М.Горьком. Они создали свой театр. В Могилеве красивые, умные, стильные молодые люди играли свой спектакль в небольшой комнате музея этнографии на литовском языке. На русском пели православные хоралы и читали молитвы. Ребята постоянно живут в состоянии эксперимента и показывают свое искусство в тюрьмах, монастырях, храмах. Могилевские зрители долго нарушали тишину музея продолжительными аплодисментами.
Питерский молодежный театр «Суббота» устроил очень актуальную и живую встречу с Пушкиным как символом русской духовности. Его спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина», очень простой, незатейливый, рассказывает о том, как наш современник по фамилии Питунин сначала ненавидит поэта, любовь к которому примитивно вдалбливали в школе. Потом помимо своей воли пропитывается его поэзией. Им овладевает идея — можно ли было спасти поэта от пули Дантеса. В конце концов, бывшая дворовая компания застрелит Питунина у места гибели Пушкина возле Черной речки.

Иногда наш театр стремится к освоению западных моделей и тенденций. Опыт таких фестивалей, как M@rt.kontakt, показывает, что делать этого не надо. Есть у нашего театра большой запас творческих идей и сил для их осуществления. Если театр живой, жаждет работы и контактов, экспериментов и искренней заинтересованности публики, он выживет в любых условиях. Это главный урок мартовских театральных игр в Могилеве.