«Потребительское кредитование является одним из важных факторов роста розничного товарооборота: на долю заемных ресурсов приходится в среднем около 15—16%продаж», — отметил во время круглого стола в издательском доме «Беларусь сегодня» начальник аналитического управления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Павел Филиппов.
По его словам, МАРТ проанализировало ситуацию за последние несколько лет. Обычно темпы прироста товарооборота опережали доходы населения в среднем на 2—2,2 процентного пункта. Эти дополнительные объемы формировались не только кредитами. В том числе наблюдалась чистая продажа валюты населением: люди пускали на потребление часть своих сбережений и переводов из-за рубежа, которые долгое время росли.
— Естественно, что со временем эта диспропорция должна была нивелироваться. Если за восемь месяцев текущего года рост доходов составил 106,8%, то товарооборот за январь — август повысился только на 105%. Меняется поведенческая модель домашних хозяйств, постепенно трансформируясь из потребительской в сберегательно-потребительскую. Это нормальный процесс при стабильной экономике и росте доходов. Увеличиваются депозиты населения. Люди уже приобрели некий набор необходимых товаров длительного пользования, у них появились возможности для сбережений для трат в будущем, — отметил Павел Филиппов.
По его словам, снижается и чистая продажа валюты населением. Если в прошлом году за восемь месяцев граждане реализовали на чистой основе иностранной валюты на сумму 1,075 миллиарда долларов США, то в этом году — около 500 миллионов. Другими словами, около полумиллиарда не пришло на потребительский рынок. Замедлились и темпы роста потребительского кредитования. Торговые организации утверждают: реализация товаров длительного пользования с помощью кредитных инструментов снизилась в среднем на 1—2 процентных пункта. Причем рост непродовольственного сегмента составил 107% — это соответствует увеличению доходов населения. Не стоит забывать еще один фактор: в кредитном «портфеле» населения на потребительские кредиты приходится только 40% задолженности домашних хозяйств, а 60% — на финансирование жилищного строительства. Эти кредиты также косвенно влияют на емкость потребительского рынка.