Маршруты в глубинку

Вопросы  совершенствования  организации  торгового обслуживания  населения  через  автомагазины  были  обсуждены  на  республиканском совещании,  которое  состоялось  на  базе  ЧУП  «Гомельский  завод торгового оборудования»

Вопросы  совершенствования  организации  торгового обслуживания  населения  через  автомагазины  были  обсуждены  на  республиканском совещании,  которое  состоялось  на  базе  ЧУП  «Гомельский  завод торгового оборудования» 

Завод в Гомеле не случайно был выбран местом проведения совещания. Выпуск автомагазинов – один из видов производственной деятельности предприятия. Поэтому представляется вполне логичным, что все заинтересованные стороны собрались именно здесь, чтобы сообща определиться в приоритетах, рассмотреть имеющиеся проблемы, наметить пути их решения. 

Хотя, как известно, сколько людей, столько и мнений, но участники совещания были единодушны в том, что необходимо на качественно новый уровень поднять обслуживание жителей небольших деревень, где отсутствует стационарная торговая сеть. Между прочим, по республике набирается 8,3 тысячи таких малых населенных пунктов, в которых проживают почти 293 тысячи человек. Во многом благодаря усилиям кооператоров местное население не ощущает себя оторванным от «большой земли». В самые отдаленные уголки, которые не отыщешь на географической карте страны, пролегли маршруты автомагазинов. 

В настоящее время система потребительской кооперации располагает 463 магазинами на колесах, которых в обиходе нередко называют автолавками. Впрочем, последние из поступивших на автобазы кооперативных организаций моделей отнюдь не подпадают под столь уничижительное определение. Они, например, оснащены холодильным оборудованием, что позволяет значительно расширить ассортимент доставляемых товаров, в том числе и за счет скоропортящихся продуктов. Однако, к сожалению, их удельный вес в подвижном составе потребительских обществ пока что достаточно скромен. Да и вообще, надо признать, в ряде районов имеющегося специализированного автотранспорта явно недостаточно для полноценного обслуживания населения в глубинке. Отмечалось, в частности, что в целом по Белкоопсоюзу одним автомагазином осуществляется торговое обслуживание 26 малых населенных пунктов, в которых проживают от 5 до 22 человек. При этом наибольшая нагрузка – 29 деревень – приходится на один автомагазин в Минском и Витебском облпотребсоюзах. На Гомельщине, для сравнения, — только 19, это лучший показатель по системе потребительской кооперации. 

В отдельных районах ситуация еще более сложная. Так, в Вилейском райпо один автомагазин обслуживает 56 населенных пунктов, Сморгонском – 54, Крупском – 48, Сенненском – 42, Браславском – 41, Ошмянском и Вороновском – по 38, Миорском – 37, Городокском и Осиповичском – по 34. Согласитесь, что при таком раскладе трудно обеспечить действительно высокоэффективную работу магазинов на колесах. Ведь техника имеет свойство выходить из строя, ломаться, да и в дороге всякое случается. Поэтому пополнение парка автомагазинов — не чья-то прихоть, а объективная необходимость. Причем они должны отвечать всем предъявляемым к перевозке продуктов питания требованиям, прежде всего условиям хранения и транспортировки. 

По информации заместителя начальника отдела транспорта и чрезвычайных ситуаций Белкоопсоюза Владимира Комсы, наибольшая потребность в приобретении автомагазинов существует в Витебском обл-потребсоюзе. При условии обслуживания одним автомагазином 10—15 населенных пунктов необходимо увеличить их количество в тамошних  потребительских обществах на 121 единицу. Между тем в нынешнем году планируется пополнить парк витебских кооперативных организаций только 14 автомагазинами. Примерно такая же ситуация в Минском, Гродненском и Могилевском облпотребсоюзах. На общем фоне выгодно отличаются гомельские и брестские кооператоры, где потребность составляет соответственно 15 и 12 специальных автомобилей при задании на этот год 7 и 5 единиц техники. Кстати, за первый квартал облпотребсоюзами приобретено 20 автомагазинов – половина от установленного задания. Однако есть некоторые районные потребительские общества, где до сих пор не приступили к такой работе, их по системе потребкооперации насчитывается 26. 

Обязательное условие – оснащение автомагазинов автономным холодильным оборудованием для реализации продовольственных товаров, требующих температурного режима хранения. Сейчас этим требованиям отвечают 43 процента магазинов на колесах. Отрадно и то, что в каждом облпотребсоюзе имеются грузовые автомобили-рефрижераторы. Вместе с тем приходится констатировать, что ситуация в регионах неоднозначная. Если, к примеру, в Брестском облпотребсоюзе все автомагазины обеспечены холодом, то в Могилевском – только 17 процентов от общего количества. К сведению: в Гродненском и Гомельском – по 60 процентов, Минском и Витебском облпотребсоюзах – 36 и 39 процентов соответственно. 

Нередко приходится слышать сетования на убыточную работу магазинов на колесах. В определенной мере такие нарекания экономически обоснованы. Не следует, однако, забывать, что в данном случае речь идет о торговом обслуживании сельского населения, которое находится в зоне действия потребительской кооперации, и этот аргумент, думается, должен быть главным в оценке эффективности автомагазинов. Тем не менее даже с учетом вышесказанного за первый квартал жителям малых населенных пунктов, где отсутствует стационарная торговая сеть, было продано товаров на внушительную сумму 30,7 миллиарда рублей. Темп роста товарооборота в сопоставимых ценах — 100,8 процента. Среднемесячный товарооборот одного автомагазина за этот период составил 22,3 миллиона рублей. Однако необходимо иметь в виду, что в 27 райпо республики не дотянули до планки и в 20 миллионов рублей. 

Причины столь неоднозначной работы автомагазинов разные. Поэтому на совещании с большим интересом были выслушаны замечания и предложения, высказанные заместителями председателей правлений ряда потребительских обществ, продавцов, водителей-продавцов Буда-Кошелевского, Жабинковского, Витебского, Шкловского, Островецкого, Новогрудского, Любанского райпо, по совершенствованию организации торгового обслуживания населения через автомагазины. Свою точку зрения по обсуждаемой проблематике изложили также принявшие участие в совещании представители ООО «Мидивисана», ЧТПП «Бел-трансхолод», ПТ ЗАО «БелГАЗавтосервис», компании «ТермокингБел М». В первую очередь они акцентировали внимание на выработке технических решений по совершенствованию конструкции автомагазина и перспективным направлениям дальнейшего совместного сотрудничества с системой потребительской кооперации. 

Признано целесообразным обобщить на уровне райпо опыт работы по организации торгового обслуживания населения через автомагазины с учетом предъявляемых требований. Суть их, если кратко, сводится к тому, что один автомагазин должен обслуживать ежедневно не менее семи населенных пунктов из расчета численности проживающего в них населения, делать там несколько остановок, строго соблюдать схему графиков и маршрутов движения с периодичностью не менее 2 – 3 раз в неделю. Правлениям облпотребсоюзов необходимо представить в Белкоопсоюз предложения по условиям проведения конкурса на лучшую разработку современного автомагазина, а также разработать усредненный ассортиментный перечень продовольственных и непродовольственных товаров для организации торговли с учетом удовлетворения покупательского спроса. ЧУП «Гомельский завод торгового оборудования» поручено совместно с  управлениями торговли облпотребсоюзов в месячный срок разработать и представить на согласование в Белкоопсоюз варианты по производству автомагазинов, соответствующих техническим параметрам, обеспечивающих улучшение условий труда продавца и доступность покупателя к выбору товара. 

В работе совещания принял участие заместитель председателя Правления Белкоопсоюза Александр Забелло. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter