С водителей маршруток спрос должен быть особым

Маршрутное такси и русская рулетка не синонимы

В Бресте маршрутка попала в ДТП — пострадали четыре человека. В Минске на переходе сбила беременную женщину. В Узденском районе столкнулась с грузовиком, ехавшим во встречном направлении, — три человека пострадали. В Гомеле въехала в стену магазина — двое раненых. События последних дней и вовсе из разряда вон: на трассе М6 под Воложином водитель маршрутки не выбрал безопасную скорость и на полном газу въехал в бетонное ограждение. Два человека погибли и 13 раненых... Скажите, кто и когда остановит все это?


Возникает недопустимая ситуация: пассажир, садясь в маршрутное такси, априори становится участником игры в русскую рулетку. Как и водитель, который, конечно же, не хочет угодить в аварию, но при этом позволяет игнорировать писанные кровью ПДД. Думаю, тут есть место и чувству безнаказанности, и излишней водительской самоуверенности. И кое-чему еще, чего я никак понять не могу.

Это я о том, что у водителя маршрутки, которая разбилась под Воложином, 130 (?!) нарушений ПДД. Только за последние два года — 30, из которых 27 — за превышение скорости. Его дважды лишали прав за повторное превышение скорости в течение года. Но, выходит, никому до такого увесистого послужного списка не было дела, если он без особых проблем и препятствий получил лицензию на осуществление пассажирских перевозок? В народе неспроста говорят: раз — случайность, два — совпадение, три — уже закономерность.

Взять даже 27 случаев превышения скорости. Как вы думаете, сколько раз и на какой срок можно было лишить прав такого водителя? Да, при всей либерализации ПДД, несколько раз как минимум.

Еще одна проблема, на мой взгляд, в том, что у нас слишком лояльное наказание за превышение скорости — до 367,5 рубля в зависимости, как высоко взлетела стрелка спидометра. В Германии, к примеру, максимальный штраф за превышение скорости в пределах 700 евро, во Франции — 1,5 тысячи, а в Черногории и вовсе 2000 евро. В Финляндии размер штрафа зависит от уровня дохода — денежные взыскания в размере нескольких сотен тысяч евро там не редкость. А может, в отношении тех, кто занимается перевозкой пассажиров, применить опыт Норвегии, где лишают удостоверения даже за превышение скорости всего на 26 километров в час?

К таким мыслям подводят и факты. По статистике ГАИ, за этот неполный год водители маршруток и автобусов свыше 340 раз привлекались к административной ответственности за нарушение ПДД. И каждый третий случай — превышение скорости на трассе.

Сейчас поступают предложения на опасных участках дороги измерять среднюю скорость, но принесет ли это должный результат, если те же камеры фотофиксации не всех останавливают: «письма счастья» по-прежнему разлетаются пачками. Одному моему знакомому ежемесячно одно-два таких письмеца влетает в почтовый ящик. Потому что другая народная мудрость гласит: горбатого могила исправит. При этом в большинстве случаев лихачи выходят сухими из воды, а гибнут ни в чем не повинные люди. Говорят, есть свидетели — пассажиры злополучной воложинской маршрутки, которые видели и существенное превышение скорости, и разговоры по телефону во время движения, но никто не попытался остановить — мол, доверились водительскому профессионализму.

Речь сейчас не о том, что никто не обратил внимания, — большинство из нас уже привыкли к особой манере езды маршрутчиков, которую деликатной никак не назовешь. Да и сама однажды столкнулась с ситуацией, когда при резком торможении в салоне отлетело сиденье — и женщина упала на пол. Потом она долго искренне извинялась за собственную неловкость и сломанное кресло. На замечание, мол, как можно выезжать в рейс на неисправной технике, водитель меня чуть не высадил в лесу, а оставшиеся 40 минут пути доносились хамские реплики в мой адрес.

Сейчас Госавтоинспекция проводит проверку технического состояния маршрутного пассажирского транспорта столицы. Уже составлено не один и не два протокола. Только хотелось бы, чтобы акция вышла далеко за пределы Минска, а инспекторы не только интересовались отметкой о пройденном ТО, но и не поленились изучить послужной список тех, в чьих руках не одна или две — десятки, а то и сотни жизней.

А тех, для кого превышение скорости — обычное явление, отстранить от пассажирских перевозок. Сразу же, не отходя от кассы. Возможно, нелишним будет создать базу данных с фиксацией нарушений ПДД, которая будет доступна в онлайн-режиме всем заинтересованным лицам. В том числе и владельцам фирм, занимающихся пассажирскими перевозками. Не говоря уже о соответствующих органах, которые выдают лицензию водителю, который планирует на этом зарабатывать. Много ли среди них таких, кто поинтересовался поведением водителя на дороге, в транспортном потоке? Вопрос скорее риторический.

syritskaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter