Маршрутки могут исчезнуть

Количество частных микроавтобусов, попросту называемых маршрутками, стремительно сокращается

Количество частных микроавтобусов стремительно сокращается...
Количество частных микроавтобусов, попросту называемых маршрутками, стремительно сокращается. Вскоре они, завоевавшие немалую популярность у горожан и служившие неплохим подспорьем "официальному" общественному транспорту, могут вовсе исчезнуть. Претензий к ним масса - и у ГАИ, и у налоговой инспекции, и у Минтранса. В свою очередь, перевозчики жалуются, что их проблемы никого не интересуют. Корреспондент "СБ" разбиралась в причинах сложившейся ситуации.

Право на... опасность

Минская ГАИ неделю усиленно проверяла работу городских автобусов и маршруток. Выявлено 677 нарушений. Самые "популярные" - превышение скорости, проезд на красный, разговоры по телефону во время движения. Причем, по словам пресс-секретаря Минской ГАИ Татьяны Харлинской, как правило, больше всего нарушений совершают именно водители маршрутных такси. Оправдываются тем, что времена у них сейчас не из легких: кадров не хватает, тяжело конкурировать с дешевым городским транспортом, кроме того, водители никак не объединены, каждый "варится" в своем мини-бизнесе. В погоне за количеством пассажиров водитель лишний раз давит на газ и проезжает на красный, пытаясь успеть забрать голосующего, разрешает запрещенный "проезд стоя", чтобы заработать больше и сдать "плановую" выручку, в который раз перекрашивает и чинит старую машину, потому что на новую нет денег.

В ГАИ такие доводы справедливо считают надуманными. Не должно быть причин, по которым опасности со стороны маршруток подвергаются как их пассажиры, так и другие автомобили. Но факт остается фактом: у водителей пассажирских микроавтобусов существуют серьезные проблемы, требующие решения. Возможно, столь же радикального, как в России.

Кризис бизнеса

В Москве вообще решили убрать маршрутки с дорог. На днях генеральный директор ГУП "Мосгортранс" Евгений Михайлов пообещал, что их заменят на комфортабельные автобусы. 

Когда-то в "маршрутчики" шли охотно - за рулем действительно можно было заработать. Сегодня это почти невыполнимая задача. При нынешней развитости городского транспорта частники просто не выдерживают конкуренции. Плюс дотации позволяют государственным предприятиям регулярно обновлять автопарк и не равнять стоимость литра топлива с ценой билета. Переманить пассажира с бюджетного общественного транспорта даже в более комфортную и быструю маршрутку получается далеко не всегда. 

Сегодня "маршрутный" бизнес в Минске напоминает скорее дополнительный заработок, нежели серьезное занятие. Крупных фирм по перевозке пассажиров почти не осталось. Неприбыльное дело. Об этом красноречивее всего говорят цифры. В 2003 году по улицам Минска ездило около 1.000 маршрутных такси. Сегодня на весь почти 2-миллионный город приходится всего чуть более 300 маршруток. Да и те через одну - старенькие, настолько помятые временем, что в некоторые порой страшно заходить. В госучреждении "Столичный транспорт и связь" их зарегистрировано 520, но сами перевозчики с уверенностью заявляют, что на улицах города их гораздо меньше. 

Увеличение этого количества и вовсе не планируется. Владельцы маршруток говорят, что все могло бы сложиться иначе, если бы у них было немного больше прав и хотя бы минимальная помощь со стороны государства. 

Нечестная конкуренция

В среднем микроавтобус стоит 20 - 30 тысяч долларов. Но окупить его даже за два года нереально. Ведь конкурировать приходится с дешевым городским транспортом, билет на который стоит всего лишь 25 процентов от реальной стоимости проезда. "Маршрутчики" не могут себе такое позволить. "Стоимость проезда в городском автобусе - 3 тысячи рублей. Средняя цена маршрутного такси в Минске - 9 тысяч. Естественно, пассажир выбирает поездку на автобусе, потому что она дешевле", - рассуждает Сергей Симоненко, директор частного предприятия "Эдельвейстранс". И рассказывает, что в России, к примеру, ситуация другая: стоимость проездного билета в городском транспорте привязана к цене за литр бензина. Столько же стоит и маршрутка. В результате борьба за пассажира идет на равных.

Нет пассажиров - нет прибыли. Отсюда и машины-развалюхи. "У нас в городе в основном ездят старые "спринтеры", а все потому, что денег на новую технику нет", - рассказывает Сергей. Бывшие в употреблении, которым уже лет 5, они еще 7 эксплуатируются, а потом продаются. Для города это очень большой срок, считает Симоненко. В Москве и Санкт-Петербурге, к примеру, 5 лет - максимальный возраст машин, оказывающих услуги по пассажирским перевозкам. 

Особенно расстраивает директора разный подход к соблюдению законов частными и государственными перевозчиками. К примеру, за провоз пассажиров сверх нормы водитель должен заплатить штраф: "Но почему-то если сверх нормы набьется людей в салон городского автобуса или в вагон метро, за это никто никого не штрафует". То же самое и с безбилетными пассажирами. Штраф за проезд без билета в обычном автобусе пассажир оплачивает сам. В маршрутке же рублем наказывают... водителя.

О маршрутах

Минские перевозчики ездят в основном по тем маршрутам, которые не дублируют движение городского транспорта. Маршруты разрабатывает "Столичный транспорт и связь". Специалисты внимательно изучают пассажиропоток и все предложения, а потом создают новый маршрут. Дальше он поступает на конкурс. В конкурсе может принять участие любой "маршрутчик". Идея в том, чтобы отдать маршрут перевозчику, который обеспечит пассажиру максимальный комфорт. Приоритет отдается новым, хорошо укомплектованным машинам.

Но Симоненко за последние три года не припомнил ни одного случая, чтобы за маршрут в буквальном смысле боролись. Как правило, претендент на него всего один. Ему и достается лот.

Симоненко рассказывает, что сам перевозчик может как "убить" маршрут, так и возродить. Но для этого нужны дисциплинированные водители и хорошие, желательно новые, машины. А сейчас у перевозчиков просто нет средств, чтобы их приобрести.

На днях директор ГУ "Столичный транспорт и связь" Валерий Шкуратов сообщил о том, что в Минске заработает централизованная автоматизированная система диспетчерского управления маршрутными такси. Необходимость такого шага обосновывается нарушениями, связанными с графиком движения автомобилей. "Использование централизованной автоматизированной системы диспетчерского управления маршрутными такси позволит повысить качество услуг маршруток", - подчеркнул Валерий Шкуратов.

Предложение, однако, в среде частных водителей встретили без энтузиазма. "Эту идею нам озвучивали давно. Получается, что мы сами ставим себя под контроль за собственные деньги. Но у нас немного машин, мы и сами можем их контролировать", - считает С.Симоненко. И добавляет, что эффекта от новой системы ни для "маршрутчиков", ни для пассажиров не будет. А многие перевозчики, работающие на грани рентабельности, просто уйдут.

За руль сажать некого

Каждый водитель маршрутки должен заработать столько, сколько предписано планом. "Если же он не отдает мне сумму, которая у него прописана, я его увольняю. Может говорить, что нет пассажиров, что машина часто ломается. Для меня это все означает одно, что он - ворует", - делится нюансами общения с персоналом директор ЧУП "Эдельвейстранс". И объясняет: если нет выручки, дело нерентабельно, тогда дешевле просто поставить машину в гараж. 

План владелец маршрутки разрабатывает сам: садится за руль и неделю колесит по маршруту, чтобы определить пассажиропоток. Чтобы потом, в случае с нечестными водителями, претензии предъявлять объективно. 

"Пробовали контролировать их по-разному: устанавливали видеокамеры, различные системы подсчета пассажиров. Как-то на каждое сиденье ставили датчик снизу, чтобы подсчитать, сколько человек на него село. И излучатели на двери ставили, чтобы следить, сколько раз входили в салон. Изгалялись, как могли", - рассказывает Сергей. Но наемные водители воровать от этого меньше не стали. 

Проблема с кадрами вообще самая острая: "Их никто не готовит. В СССР в свое время была поставлена хорошая система подготовки. А ведь это очень важно, от этого напрямую зависит безопасность пассажиров". Подготовка кадров хорошо налажена у "Минсктранса". Водителей обучают и сразу заключают с ними контракт на 5 лет. А по истечении срока они начинают "бегать на маршрутки". Полгода поработают - и уходят. "Ко мне сейчас часто приходят те, кто 5 - 6 лет назад работал у меня же. Работают по кругу. Вот такая у нас "закрытая сфера", - рассказывает Симоненко.

Самая главная проблема для водителей - 10-часовой рабочий день. В эти часы никак не укладываются утренние и вечерние часы пик. А работать по 12 часов в сутки организация имеет право, только если состоит в профсоюзе. "Но это дело непростое и недешевое, особенно если у тебя всего 1 - 2 машины", - делится Симоненко.

Полумерами не обойтись

Минские "маршрутчики" мечтают о создании единого координирующего органа для всех: "Можно было бы создать организацию, которая бы объединяла всех нас. Чтобы у нас, к примеру, был свой сервисный центр. Приехал, починил машину на льготных условиях, уехал. Чтобы все было организованно, а не так, что каждый сам по себе. Это очень усложняет работу". Переходя от слов к делу, Сергей Симоненко уже создает своими силами виртуальную площадку для общения "маршрутчиков" в интернете.

А мне кажется, что это полумера. Ни от нехватки кадров, ни от воровства работников не спасет, лишь поможет выпустить пар. Необходим государственный ответ на принципиальный вопрос: нужны ли городу маршрутки вообще? Безопасные, надежные, следующие четко по графику. Если нет - проще поступить, как в Москве. По крайней мере, это избавит наши улицы от опасных развалюх. Но на пользу ли такой шаг пассажирам?

Советская Белоруссия №235 (24372). Пятница, 13 декабря 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Сафонов Анатолий
У нас люди делятся на тех, кто зарабатывает и тех - кто их деньги считает.
МАЛЬЧИШ-КИБАЛЬЧИШ
Городской транспорт,он и есть городской,он несет основную нагрузку,маршрутки-частники,крутитесь,не болтайте по мобильнику, не устраивайте гонки,машины старые,нет денег на новые,водителей нет,олрайт,мы вам поможем,сами за руль,нет,лицензию долой,что, караул,частный бизнес зажимают,тогда пожалуйте в США или Европу, берете кредит на покупку машины и таксуйте,только знайте,там нянек нет,нарушил,отвечай по полной,никогда не поверю тем,кто на слезу пробивает,кто мешает объединиться в ассоциацию,не можете,так грош вам цена в базарный день,остальные работают и не ноют!!!!!!!!!!!!!!!!!!
виктор
Нужно говорить об общих проблемах. Стараться подойти объективно к проблеме. Почему США стали первой экономикой мира? Одна из весомых причин- жёсткое пресечение монопольных проявлений. Государственная экономическая идеология- поддержание конкуренции. Даже навязывание. В любой сфере. Да, у "маршруток" есть проблемы. Но нужно решать эти проблемы. Все. кто причастен к этой сфере должны думать о гражданах. Если людям удобно, то кто, кроме этих самих людей, может оценить нужны маршрутки или нет? Минтранс же действует по принципу: и сам не гам и другому не дам. Конечно, монополизм и отсутствие конкурентов выгодны в первую очередь структурам Минтранса. Автобусным паркам. Но в состоянии ли они покрыть потребности населения? В Минске возможно и да, потому что туда идёт всё лучшее. А в провинции? Нет конечно! Чего же удивляться, что из провинции правдами и неправдами стремятся в Минск. Транспорт-немаловажное условие достойной жизни. И это одна из причин. У нас в городе на окраину проблематично достаться. Не говоря уже о деревнях. Один автобус один раз в два дня. Кто там жить будет? Даже если есть чем заниматься. Но самое "интересное"- согласно закона Минтранс является и собственником своего транспорта и контролёром чужого. Т.е. ему дано право устанавливать "правила игры" для конкурентов. Не хочу наговаривать, но почти уверен: если покопаться хорошенько, то за многими "маршрутками"(наиболее выгодными особенно) стоят определённые люди, имеющие отношение к структурам Минтранса. Иначе... Это нормально?Коментировать нечего!
ЛАТЫШЕВ СЕРГЕЙ ВИКТОРОВИЧ
Интересно сколько стоит проезд в общественном транспорте, например, в Эстонии, Туркменистане?!<br />
Что касательно "маршруток", то "спасение утопающих - дело самих утопающих". Собрались все. Организовали свой профсоюз, основная задача которого -централизованная защита интересов владельцев "маршруток" и водителей "маршруток". Далее, за собственные средства, создали ОАО задача которого: <br />
централизованная закупка "маршруток" работающих на электроэнергии ( в крайнем случае, гибридные);<br />
создание сети ремонтных мастерских по обслуживанию "маршруток"; <br />
создание дополнительной сети электро заправок, которые обслуживают не только собственные "маршрутки", но и любые другие транспортные средства, работающие на электричестве;<br />
Создание собственной учебной базы по подготовке водителей "маршруток".<br />
И это, с моей новаторской точки зрения, только некоторая часть того, что могут сделать "маршрутники" самостоятельно для увеличения своей прибыли при одновременном высоком качестве обслуживания пассажиров и снижении цены проезда.
Андрей Бекиш
В глаза бросилась фраза из статьи, которая, вероятно, во многом отражает смысл текста (или во всяком случае является его частью): "микроавтобус стоит 20 - 30 тысяч долларов. Но окупить его даже за два года нереально.".<br />
А с чего Вы взяли, дорогой Автор, что окупить его (микроавтобус) нужно именно за два года, а не за 5, 10 или 15 лет?<br />
Лично мне сложно работать за 500 долларов и серьезно относится к таким проблемам: не могут они видите ли отбить десятки тысяч долларов за два года. Караул прямо-таки.<br />
Читайте, пожалуйста, то, что пишете, перед тем как публиковать! Одна фраза может полностью изменить отношение читающего...
Надежда
В нашем районе  у маршруток все схвачено. Автобусный парк стоит... потому что райисполком дал разрешение на три-четыре рейса в день и строго по графику. А чего бы не пустить автобусы через пол часа по городу ? Личный интерес выше общественного.
ЛАТЫШЕВ СЕРГЕЙ ВИКТОРОВИЧ
Уважаемый Андрей Бекиш! "Маршрутка" должна работать, как минимум, в две смены круглый год. А это 16 часов умножить на 360 дней и получается 5760 часов/год. "Маршрутка должна иметь среднегодовую скорость 40 км/час.Значит "маршрутка" за 1 год пробегает около 230400 км/год. Гарантия честного производителя на "маршрутку 100 тысяч км. Значит, за два года что станет с "маршруткой"?! Вероятно металлолом, который ремонтировать, явно, не рентабельно. P.S. Я не за "маршрутников", я, как новатор, за реальный подход к возможности массового использования гражданами Беларуси, доступных по цене и комфортно-безопасных, "маршруток".
СЕРГЕЙ ИВАНОВ
Операция "автобус": ГАИ составило за 1,5 недели 677 протоколов ,в городе работает 300 "маршруток",каждую остановили 2 раза. Т.Е. ГАИ устраивало "охоту на ведьм" ,а когда есть приказ будут протоколы." МАЛЬЧИШ-КИБАЛЬЧИШу" хочется сказать мы ведь не в США и не в западной Европе у нас разная история.Вообще обществу надо решить нужны ли "маршрутки" или мы можем уже позволить себе ездить на ТАКСИ.
Андрей Бекиш
1. Заложите доход/рентабельность около 0.1 доллара на километр (это значит с десяти километров - 1 доллар), тогда за Ваши 230400 км доход будет 23040, что окупит маршрутку. <br /><br /> <br /><br />А если едет 15 человек и каждый заплатил по доллару (в эквиваленте), проехал 5-10 км и вышел, на бензин потрачено 1 доллар, на амортизацию - 1 доллар, на зарплату 1 доллар, на налоги - 1 доллар, а куда делись остальные 11? <br /><br /> <br /><br />2. Товарищ сказочник, а где Вы видели маршрутку, которая за год стала "металлом"? Ездят по десять лет на них. Ну по пять. Как мне кажется.
СЕРГЕЙ ИВАНОВ
20000/24=800 дол. Еще нужно покупать запчасти и платить налоги.
Андрей Бекиш
Ответ Вам в общих чертах совпадает с нижеприведенным ответом С.В.Латышеву.
СЕРГЕЙ ИВАНОВ
Водители убивают любой автобус за полгода, а за пять и места не найдете если каждый месяц не будете ремонтировать и восстанавливать ,просто чувствуется что Андрей Бекиш -"эксперт".
ЛАТЫШЕВ СЕРГЕЙ ВИКТОРОВИЧ
Уважаемый Андрей Бекиш!<br />
Согласно Ваших выкладок "маршрутки" - сверх прибыльный бизнес. Тогда, интересно, чем Вы сегодня занимаетесь, добывая "хлеб насущный"? Может вложитесь в "маршрутку" и хорошо заработаете. Если нет собственных денег, то сегодня новую "маршрутку" можно взять, в лизинг, или взять кредит на её покупку. Правда проценты зашкаливают. Но для Вас это пустяки, т.к. в Вашем распоряжении останется "а куда делись остальные 11".<br />
P.S. "Маршрутники"! Ау! Может, кто смелый честно озвучит сумму годовой выручки и сколько лет самой старой "маршрутке", прошедшей техосмотр и допущенной к работе?!
Алена
Мне тоже интересно сколько они выручают, с учетом, что чеки дают изредка и стоя везут по 8-10 человек в салоне (если брать большую маршрутку). Поделитесь, товарищи-маршрутчики. Понятно, что официальная выручка будет - слезы....
Андрей Бекиш
Читайте текст статьи. Вот что пишет Эксперт:<br /><br />У нас в городе в основном ездят старые "спринтеры", а все потому, что денег на новую технику нет", - рассказывает Сергей. Бывшие в употреблении, которым уже лет 5, они еще 7 эксплуатируются, а потом продаются.
Рамзес Анубисович
Маршрутки безусловно нужны. Особенно там, где общественный транспорт ходит редко и/или переполнен.<br />
Например НЕ в "час пик" дождаться 41-го троллейбуса и доехать на нем с комфортом - малореально. Ходит редко и сидячих мест в нем уже не остаётся
Виктор
Уважаемые участники дискуссии! Не нужно считать деньги в чужом кармане! Человек будет заниматься бизнесом, если он выгоден. По другому быть не может! В то же время, тот же марщрутчик будет вынужден держать баланс своих интересов и интересов пассажиров. Не все же ездят на такси! Потому что дорого. На маршрутке тоже, будет дорого, не поедут. Но должны быть вменяемые и чёткие правила их деятельности с учётом их интересов тоже.. А нам то, пассажирам-главное удобство, цена и качество. А кто нас будет возить, какая разница?! Или это для некоторых принципиально? Ну будут одни автобусы минтранса. Редко, не везде, но зато душа спокойна, что частник-мироед не наживается... Так что ли?
Олег
Убрать дотации, вернуть льготный проезд для пенсионеров, сделать проезд в общественном транспорте как писали раньше 6400 и маршрутный бизнес будет процветать. Вспомните 90-е годы талончик 5 копеек, литр салярки 10 копеек. Сделайте переоценку на сегодняшний день и все встанет на свои места.
Олег
Лет 20 , а годовая прибыли 8-10 тысяч у.е.
sergey
Моё мнение что проблемы хозев маршруток надуманы. И нехватка кадров и тд и тп.Это просто уловки .Просто набирают наглых ибеспринципных а порой и не адекватных. Професионально за рулём с 83г но когда при скорости65-67 внаселённом пункте и за 300 м до остановки тебя обходит полная маршрутка ? и это я наблюдаю ежедневно по пути на работу и обратно в личном авто
ЛАТЫШЕВ СЕРГЕЙ ВИКТОРОВИЧ
Уважаемый Олег!<br />
"Сделать переоценку" сегодня можно. Но для этого необходимо оказаться от топлива, например, солярки, бензина, газа, и перейти на электромобили. Об этом я ранее писал. И этот переход не дело государства, а непосредственно "маршрутников". Сегодня без модернизации и этого направления ("маршруток") не возможно процветание собственников "маршруток", водителей, работающих на "маршрутках" и дешёвое высококачественное обслуживание пассажиров "маршруток".<br />
P.S."Маршрутники"! Только объединившись вы, да и мы, сегодня станем жить лучше, чем вчера.
МАЛЬЧИШ-КИБАЛЬЧИШ Сергею Иванову
Как частное лицо,я не против маршруток,но только нормальных,а это с адекватными водителями(без болтовни по мобильнику во время движения и обилечивания на ходу и деньги взял,билет не дал),без гонок наперегонки,машины должны быть чистыми и технически исправными,не старше положим 7лет,с аптечкой и огнетушителем,ну а законы у нас известны,как есть,так есть,да,кое-что еще,в некоторые,,наши,,маршрутки российского производства не заходишь, а буквально залезаешь в три погибели,а как же пенсионеры и люди с ограниченными возможностями,вот тут радует,что в Бобруйске начали появляться высокие немцы и французы,заходишь в полный рост.Вот тут и вопросик возник,а где же обещанные Белорусские микроавтобусы?????????????????????????????
Олег
Еще не придуиали такой маршрутки с электро двигателем. Ни один электро мобиль не провезет такое количество пассажиров.  А если и будет такая машина ее стоимость будет в 10 раз дороже, чем Мерседес Спринтер 515.<br /><br />И обслужевание его тоже будет в десятки дороже. Так где же тут выгода? От жидкого топлива очень долго еще не смогут отказаться.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?