В Минске и пригороде приступили к усиленному контролю маршрутных такси

Маршруткам подрезали крылья

Маршрутные такси Минска и пригорода уже больше недели — под жестким контролем
Маршрутные такси Минска и пригорода уже больше недели — под жестким контролем. Отслеживаются схема и скорость движения машин и то, насколько маршрутки укладываются в расписание. Так что теперь нестись по городу, подвергая риску пассажиров и коллег-водителей, уже вряд ли получится. Чревато! 

Фота Юрыя МАЗАЛЕЎСКАГА  

Автоматизированная система диспетчерского управления маршрутками прошла тест на эффективность. Специалисты ГУ «Столичный транспорт и связь» ввели диспетчерскую службу в опытную эксплуатацию летом. С нового года навигатор в маршрутке станет такой же обыденной вещью, как кассовый аппарат. Но так ли радушно встречают ноу-хау водители и перевозчики такси?

За компьютером в небольшом кабинете ГУ «Столичный транспорт и связь» — инженер сектора диспетчерского управления Кристина Степанюк. На экране — схема городских дорог. Кристина мониторит перемещение маршрутных такси. Информация транслируется с сервера в реальном времени. Зеленые флажки, рассеянные по полю карты, — это «правильные» машины. Водители идут точно по времени, не срезают самовольно путь и не превышают скорость. За синими флажками «прячутся» выключенные из движения такси. Обедают или на выходном. 

О внештатной ситуации маршрутчик должен сигнализировать диспетчеру sms или звонком. Фото Юрия МОЗОЛЕВСКОГО  

О внештатной ситуации маршрутчик сигнализирует sms или звонком.

Специальное программное обеспечение закупил оператор перевозок «Столичный транспорт и связь», а навигационное оборудование приобретают за свой счет владельцы маршруток. Обычно это смартфоны.

 ЦИФРА 

Сегодня в Минске и пригороде работает около 530 маршрутных такси.

Начальник сектора диспетчерского управления Александр Пылаев уверяет, что перевозчики отнеслись к нововведению с пониманием. «Мы говорили об этой системе с 2011 года. Вся работа водителей теперь хранится в электронном архиве, который можно поднять в любой момент. Это очень помогает в спорных ситуациях».

«Навигатор купи за свой счет — 250 долларов штука, — трясет предписанием перевозчик Нина Севрюкова в кабинете Александра Пылаева. Ее водителя уличили в нарушениях. — Аппарат разряжается. И кассу надо заряжать, и телефон. Уже 12 зарядных купила, 80 тысяч одно. Прикуривателя в машинах нет. Что же, мне и его покупать? У меня работает водитель, которому три года до пенсии осталось. Он не понимает в ваших телефонах. Это вам две кнопочки нажать, а он не хочет в это вникать. На sms нет времени».

У Нины три маршрутки и тяжелый маршрут Сухарево — Чижовка: много людей, много пробок и протяженность в 63 километра. Ее водителя предупредили о том, что он нарушил схему движения.

Перевозчик вне себя: «А как не нарушить? Час пик. На вокзале пробка, поехал по Свердлова. Они летят почти пустые, пропуская людей на остановках, нарушают правила дорожного движения, чтобы вписаться в расписание.

4 миллиона ГАИ выписала на одну машину, я разъясняю водителю. А он мне: «Поехали со мной, покажу, что творится». Увольняются, не хотят так работать. Прошу сделать интервалы в часы пик больше на пару минут».

Александр Пылаев непреклонен: «Обсуждался вопрос. Нельзя. Потеряем пассажиров».

Инженер напоминает, что есть выход — быстрая связь: «Достаточно просто позвонить и сказать, что в такое-то время я стоял в пробке. Мы можем отследить, что водитель снизил скорость, значит, не просто так, наверняка затор».

Нужно соблюсти баланс, чтобы и пассажиров удовлетворить, и перевозчиков, вздыхает начальник сектора. Пытаются.

Водитель маршрутки № 1121 Калиновского — садовое товарищество «Овощевод» Алексей Хвесько к системе привык очень быстро. Мужчина дотрагивается пальцем до монитора размером со стандартный смартфон — и система в действии. Он не тронется утром в рейс, пока не включит экран. Навигатор — это его алиби в конфликтах с пассажирами-жалобщиками.

На прикуриватель насажен разветвитель на три разъема. Водитель может подпитывать навигатор, не выключая кассу. Никаких проблем.

По маршруту Хвесько пассажиропоток небольшой. «Пробочных» мест на пути немного. Он водитель бывалый и может предусмотреть, где и когда возникнет затор. Водителям на маршруте Сухарево — Чижовка сочувствует: «Там, действительно, большая нагрузка. Возможно, надо менять время на проезд определенных точек, раз такой контроль. Один мой знакомый попал в ДТП — спешил вовремя прибыть на остановку».

Александр Пылаев подчеркивает: система уже оправдала себя: «Наводится порядок, водители по расписанию следуют, не допускают съездов в течение дня. Схему меньше нарушают. Да и пассажиры довольны. Меньше звонков стало с жалобами вроде водитель опоздал или не приехал. В следующем году любой минчанин сможет узнавать расписание в режиме реального времени».

drug-olya@yandex.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter