Вопрос «Сельская газета» адресовала Минтрансу: как добираться в город сельчанам?

Маршрутка на линии спора

В ПРОШЛОМ номере «Сельской газеты» рассказала об изменениях в Законе «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках». Материал вызвал резонанс. Те, кто дозвонился на «горячий» телефон «Сельской газеты», пожаловались, что частники перестали ездить по маршрутам, а рейсы, которые предлагают автовокзалы, им не подходят – либо по времени, либо слишком долго идут до точки назначения. Мы смогли адресовать эти вопросы представителям Минтранса и перевозчикам.


НО сначала слово пассажирам. Алла Барашевская живет в Копыле, а работает в Минске по графику «два через два». Говорит, без услуг перевозчиков ей не обойтись: «А сейчас что делать? В Копыль из Минска и обратно ходит только один автобус в день. По времени мало кому подходит. Сегодня я не смогла уехать домой. А когда Минскоблавтотранс введет дополнительные рейсы, неизвестно».

К слову, организацией пассажирских перевозок на территории Минской области занимается КТУП «Миноблпассажиртранс». Директор этого предприятия Александр Кохно прокомментировал «СГ» ситуацию, которая сложилась в копыльском направлении:

— Кроме обозначенного рейса, есть резервные автобусы, которые ходят в Минск и обратно несколько раз в день. Информацию о их расписании нужно уточнить на вокзале, пока не все есть в общей базе данных.

Еще одно напряженное направление – Минск—Новополоцк. Ранее там работал частник, который пускал в рейсы автобусы чуть ли не каждые два часа. Теперь, к примеру, добраться из Полоцка в Минск в будний день можно в 9 утра и в 14.30. А как быть тем, кому до райцентра приходится ехать из деревни? Дмитрий Литвин, дозвонившийся в редакцию, один из таких. Он родом из Сорочино Ушачского района, каждую неделю стремится из столицы к родителям на выходные. В этот раз добрался до точки назначения спокойно, однако вернуться в Минск с теперь уже неофициальным перевозчиком не получилось. Об отмене рейса узнал только утром, когда автобус из Полоцка уже ушел: «Вариант в обед мне не подходит: слишком поздно, не успею на работу. В 20-градусный мороз выходить на трассу и голосовать?»

Максим Новиков работает в Минске, но строит дом в деревне Гомель Полоцкого района – там и проводит все свободное время. В субботу уехал в столицу по делам, а вчера должен был возвращаться на стройку. Оператор частника-перевозчика вовремя предупредил об отмене рейса, и тот сел на рейсовый автобус, который отправился в районе 8 утра: «Вместо привычных 7 рублей выложил 13. Кассир, когда пробивала билет, предупредила, что в Гомеле нет легальной остановки, поэтому высадка около моей деревни только по желанию водителя! В этот раз еще повезло – остановился, а что будет в следующий раз?»

ТЕМ временем организаторы частных перевозок, которых затронули поправки, разделились во мнениях. Часть из них пытается как можно скорее возобновить рейсы, а для этого им требуется собрать необходимые документы. Другие же, как, например, некоторые маршрутчики из Слуцка и Солигорска, категорически против. Они отменили выезды и демонстративно выставили машины на автовокзалы своих городов.

Есть и другая точка зрения на поправки. Николай Сковородко без малого 16 лет возит людей из Витебска в Минск по официальному договору с оператором. По его словам, закон наконец уберет нечестных игроков с рынка:

— Эти нелегалы собирают все сливки. Они знают мое расписание, идут на 10—15 минут раньше и забирают потенциальных пассажиров. То же и на вокзале: люди стоят в очередях, а маршрутчики буквально за руку их оттуда выводят и садят в свои машины. Ну разве это дело?

Разницы в стоимости билета на рейс Витебск—Минск практически нет. Однако есть преимущество: официальный перевозчик работает по тарифам, и билет до условного Бегомля будет стоить около 6,5 рубля, а у маршрутчика-нелегала цена на все остановки не меняется – 10 рублей.

МИНИСТЕРСТВО транспорта и коммуникаций готово на открытый разговор. На последней пресс-конференции заместитель министра транспорта и коммуникаций Александр Шишко пояснил, что изменения в Закон «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» инициированы транспортными компаниями, которые не могли конкурировать с нерегулярными перевозчиками, использовавшими недобросовестные методы:

— О том, что планируются изменения и поправки в закон, мы сообщили перевозчикам и в СМИ еще в 2014-м. Предварительная версия законопроекта размещена в интернете 2 апреля 2015 года. Мы людям сказали: сообщайте свои варианты, будем учитывать все мнения. В итоге поступило лишь 8 предложений. Почему вообще возникла необходимость поправок в закон? Рынок расширился. Выгодный бизнес, и в него пришли не совсем честные люди. А мы хотим, чтобы в этом секторе работали добросовестно, ответственно, не нарушая закон. Главным приоритетом должно быть одно — безопасность пассажиров.

Минтранс постоянно отслеживает ситуацию с пассажирскими перевозками. Как стало известно «СГ», на проблемных маршрутах, таких как Солигорск и Полоцк, автопарки уже запустили дополнительные рейсы. В ближайшее время транспортники обещают нормализовать ситуацию с перевозками и в сельской местности.

На вопрос «СГ» о том, как быть людям из сельской местности, таким как Дмитрий и Максим, Александр Шишко сообщил: официальный маршрутчик, даже если у него не будет запланированной остановки, все равно может подобрать человека. Условие только одно – чтобы голосующий находился на специально оборудованном остановочном пункте. Вне таких мест это запрещено.

avramenko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter