Как сделать автобусы более эргономичными и комфортными, знает инженер-конструктор МАЗа Иван Войтешонок

Маршрут в профессию

Ивану Войтешонку, инженеру-конструктору МАЗа, не было еще и десяти, когда в Минске началось производство автобусов. Он уже тогда мечтал стать водителем. А заодно изучал особенности подвижного состава, схемы и маршруты движения, много фотографировал. В старших классах, когда учился в лицее при БНТУ, был даже одним из модераторов тематического транспортного форума. И сегодня о том, как детское увлечение переросло в профессию, рассказывает с удовольствием. Есть чем похвалиться. В скором времени на минские маршруты выйдет его детище — МАЗ-303, первый отечественный автобус третьего поколения.


Молодой, да ранний

— Когда мечта стать водителем трансформировалась в желание проектировать транспорт? Наверное, когда пришло осознание, что это не только особая городская романтика, но еще и рваный график, сложные утренние и ночные смены, обслуживание техники… В то время мой отец, инженер, работал в политехе, писал диссертацию по автомобилетракторостроению, позже стал проектировать спортивные автомобили. Вот и я загорелся.

В БНТУ Иван изучал производство многоцелевых гусеничных и колесных машин, а диплом все равно решил писать по автобусам. Может, уже тогда мечтал разработать суперинновационную модель? Нет, говорит, с детства реалист, поэтому всякие неземные проекты — это не про него. Но очень хотел попасть именно на автобусное производство. И попал в 2007-м, единственный из однокурсников. Сначала проектировал люки, зеркала, двери. Вместе с коллегами придумал новую конструкцию облегченных дверей, экономия алюминия на каждой — около 30 процентов. А всего через 3 года был назначен уже ведущим разработчиком МАЗ-231.

— На заводе это была первая машина из класса пригородных и междугородних. И салон, и внешний вид отметили на нескольких конкурсах. Она до сих пор выглядит довольно инновационно, — Иван с гордостью показывает фото. — К сожалению, ездит их мало. На междугородних маршрутах пассажиры все больше предпочитают маршрутки.

Модели, которые конструкторы проектируют годами, вообще могут не увидеть свет. Меняются требования рынка, и нужно начинать работу заново: многие новые технологии просто невозможно реализовать в предыдущих поколениях транспорта. Собственно, для решения этих задач в 2012-м на МАЗе и был создан Центр перспективных разработок по грузовикам и автобусам, где Войтешонок оказался одним из самых молодых сотрудников. А сегодня уже заместитель директора.

«Мордашка» 303-го олицетворяет зубра.

Как карта ляжет. Транспортная

На рабочем столе конструктора — коллекционные модели автобусов.

— Это советский ЗИС — в 1950-е в Минске почти все автобусные перевозки на нем были. А вот «Икарус» — просто эпохальная машина. Для вдохновения!

Специально он их не собирает. Это у коллеги в коллекции уже более 700 штук. Иван же скорее знаток. Может рассказать историю едва ли не всех автобусов мира. А по Беларуси назвать даже количество подвижного состава и нарисовать схемы движения. В Минске, Витебске, Гомеле, Пинске… Говорит, трамвай в Мозыре ходит даже за городом: примерно 20 километров через поля и леса на нефтеперерабатывающий завод. Необычно. Хотя, конечно, не настолько, как подвесной трамвай в Вуппертале (Германия), который курсирует над речкой, — увидеть эту достопримечательность своими глазами в планах конструктора.

Путешествия, к слову, еще одно его увлечение наряду с катанием на велосипеде. Впрочем, где бы ни оказывался, после архитектуры в первую очередь обращает внимание опять же на организацию транспортной сети. А как оценивает ее в Минске?

— У нас много видов транспорта, высокая регулярность движения, неплохая в сравнении с другими городами страны частота обновления подвижного состава. Есть, конечно, огрехи… Как ни странно, абсолютно все виды транспорта в городе, на мой взгляд, имеют право на жизнь. В том числе дизельный автобус как самый мобильный сейчас. А вот трамвайное движение нужно больше развивать.

Сам Иван по городу ездит на метро, автобусе, троллейбусе. Раньше выбирал разные маршруты, сейчас — самый быстрый: дома ждет семья. Сын — первоклассник, дочке только годик. Личного автомобиля нет. Да в Минске он Ивану и не нужен. Хотя водить любит, поэтому за город часто выбирается с семьей на машине отца или арендной.

Супруга тоже работает на МАЗе, переводчиком. Но познакомились они не на заводе. И все же на одном из первых свиданий впечатление произвести помог старенький трамвайчик.

— Одно время мы с друзьями занимались организацией заказных поездок. Арендовали городской транспорт и ездили по разным хитрым маршрутам. В 1990-х, например, еще успели организовать поездки по Минску на немецком трехсекционном трамвае, на рижском РВЗ — такие давно в городе уже не ездят… И вот прогуливаемся мы с будущей женой, как я вдруг замечаю один из таких аутентичных трамвайчиков на обкатке, а в нем — знакомого водителя, которая согласилась нас покатать…


Взгляд «зубра»

Последние 7 лет Иван работает над различными проектами. Подробности не рассказывает: пока они не воплотились в жизнь. Кроме новинки, представленной в прошлом году, — МАЗ-303. Многие фишки Войтешонок как ведущий конструктор модели придумал лично. Подчеркивает: это не просто рестайлинг, это действительно автобус нового поколения. И с любовью добавляет: «Наш первенец».

— Здесь мы перетрясли абсолютно все системы и практически спроектировали их заново — от каркаса до расстановки сидений, — Иван отмечает, каждая новая модель — это всегда коллективный труд. — Конечно, что бы мы ни переделывали в двигателе, в коробке передач или под потолком, пассажир это не увидит. Зато увидит красивый дизайн. «Мордашка» 303-го олицетворяет зубра. Стекла больше на 30 процентов, поэтому автобус кажется легче. При входе в салон понизился уровень ступенек. И в целом в автобусе больше площадь низкого пола. Если раньше в Минск приходили автобусы, у которых 26 сидений и из них на низком полу всего 4, то тут — 11. Это очень важно для пожилых людей, инвалидов, мам с детьми. По-новому расставлены поручни. Большая накопительная площадка, USB-зарядки на каждом ряду сидений… В общем, по мне, довольно неплохо получилось. На уровне европейских аналогов.

Сейчас МАЗ-303 проходит длительный цикл испытаний и получения сертификатов. Иван надеется, что ждать его на минских улицах осталось недолго. И то, что обязательно найдутся недовольные, не смущает.  

— Автобус — сложное устройство, которое включает около 100 разных систем и 15 тысяч деталей. В любом случае абсолютно все не продумаешь. К тому же специалисты руководствуются сводом правил, где огромное количество всевозможных ограничений. По поручням, сидениям, двигателям… Плюс требования клиентов. Мы предлагаем разные варианты, но в конечном итоге комплектация зависит от заказчика.

Именно из-за стандартизации правил, которые регламентируют почти каждый сантиметр, автобусы сегодня все больше похожи друг на друга — европейские, российские, белорусские. Но все равно есть куда двигаться, чтобы транспорт становился более комфортным и эргономичным, решал современные задачи. А в числе перспективных тенденций молодой и талантливый конструктор выделяет приход в город электробусов и троллейбусов с автономным ходом. Уже, например, тестируется электробус и на базе 303-го.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter