Создание собственного порта в России позволит снизить стоимость логистики для белорусского экспорта

Маршрут успешно перестроен

В условиях санкционного давления со стороны Запада на Союзное государство логистический вопрос для экспортно ориентированной Беларуси встал достаточно остро. Ведь ранее в основном через порты балтийских стран поставлялись белорусские калийные удобрения на мировой рынок. Руководство страны оперативно начало прорабатывать альтернативные маршруты. И переориентировало свой экспорт на российские морские гавани. Правительства двух стран подписали соглашение об организации сотрудничества в области перевозки и перевалки белорусских нефтепродуктов, которые направляются на экспорт в третьи страны, через российские морские порты. Президент Беларуси заявлял, что наша страна в условиях санкционных ограничений может перенаправить экспорт калийных удобрений из Литвы в российские порты, в том числе в Мурманск, с последующей отправкой в Китай и Индию по Северному морскому пути. Напомним, в феврале 2022 года президенты Александр Лукашенко и Владимир Путин договорились о строительстве Беларусью собственного портового терминала. К слову, недавно Премьер-министр нашей страны Роман Головченко обсудил варианты строительства порта в Мурманске с губернатором Мурманской области Андреем Чибисом. Руководитель Правительства отметил, что те, кто работает через Мурманск, избавлены от рисков, которые потенциально могут быть связаны с какими-то проблемами в акватории Балтийского моря с точки зрения свободы движения судов.

Фото БЕЛТА

Отметим, сегодня белорусские грузы переваливаются в 19 российских портах. Через них направляются нефтепродукты, калийные и азотные удобрения, металлопродукция, товары деревообработки. Наша страна намеревается построить в России собственный морской порт, который будет функционировать как государственный, чтобы была возможность контролировать заход судов и владеть гарантированной гаванью для отправки собственных грузов.

— С введением собственного порта в эксплуатацию в России стоимость логистики для белорусского экспорта будет значительно снижена, — отмечает председатель Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Палаты представителей Игорь Комаровский. — В условиях санкционного давления на Союзное государство данный шаг позволит не зависеть от инфраструктуры западных стран. В страны дальней дуги транспортировка отдельных видов белорусских грузов возможна только морским путем. Кроме этого, на повестке дня стоит задача строительства собственного порта. Российским экспортерам и производителям тоже надо вывозить свои грузы, а владение собственным портом избавляет от необходимости ожидания своей очереди.

Кроме того, по мнению Игоря Комаровского, собственные портовые мощности и терминалы можно развивать исключительно под потребности Беларуси.

— И мы сами сможем формировать тарифные и ценовые условия за обслуживание и использование портовой инфраструктуры. В итоге стоимость логистики для белорусского экспорта будет значительно снижена.

К слову, Беларусь и Россия создают новые транспортно-логистические коридоры для развития экспортно-импортных связей. Это позволяет наращивать конкурентные преимущества для экономики Союзного государства и всего ЕАЭС, увеличивая доходы обоих государств и благосостояние их граждан. При помощи России Беларусь создает собственную портовую инфраструктуру и активно подключается к перспективным транспортно-логистическим коридорам, таким как «Север — Юг» и «Запад — Восток», которые связывают Союзное государство со странами Ближнего Востока, Азии и Африки.

— Актуальность вызвана в первую очередь необходимостью переориентации белорусских товарных потоков на восток и юг в направлении Средней и Центральной Азии. И это перспектива выхода на коридор «Север — Юг», — продолжает депутат. — Речь идет о наших экспортных грузах. Причем по всей номенклатуре. Она разная. И те, что перевозятся контейнерами, и те, что поездами. Выбираются наиболее оптимальные варианты с точки зрения транспортно-логистического плеча. Причем рассматриваются мультимодальные перевозки. Поэтому изучаются вопросы с точки зрения свободного доступа и необходимой пропускной способности через российскую транспортную инфраструктуру.

sichevich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter