Без билета, но с комфортом? Думаю, эта ситуация знакома многим. Иногда мы сами отказываемся от проездного документа — уж очень водитель хороший. Но чаще водитель, взяв деньги, отмахивается от пассажира — потом обилечу…
Что это? Безграничная доброта по отношению к водителю, получающему, напомним, за свою работу зарплату? Или безрассудный риск?
По закону пассажир вместе с шофером несет административную ответственность за проезд без билета. Но это не главное. Думаете, зря нам советуют беречь билеты до завершения поездки? Вовсе нет. На дороге всякое случается. В том же Витебске еще не забыли случай, когда пассажирский микроавтобус от удара со встречной машиной перевернулся. Пострадали несколько горожан. Если бы у них не было на руках билетов, никакой компенсации на лечение и реабилитацию им бы не добиться.
Только сотрудники Транспортной инспекции по Витебской области с начала года проверили около 400 автобусов и маршруток. Нарушения правил перевозок пассажиров установлены в каждом восьмом случае. Около полусотни путешественников ехали без билетов. В двух случаях маршруты выполнялись в регулярном сообщении без заключения договоров. Кстати, популярный метод уйти от налогов — работать в тени под прикрытием интернета. Там организаторы перевозок набирают клиентов, устанавливают время отправления. А чтобы завуалировать выполнение регулярного по сути рейса, оформляют список пассажиров, как будто это коллективный заказ транспорта. И билеты, получается, не нужны, и для проверяющих есть отговорка.
По результатам контрольных мероприятий инспекторы привлекли к ответственности около 80 водителей и должностных лиц автоперевозчиков. Наложено штрафов на сумму почти в 4 тысячи рублей. Тем не менее нарушения продолжают регистрироваться. Свыше 20 совместных рейдов транспортной инспекции и «Оператора перевозок» тому подтверждение. Почему система контроля не оказывает должного профилактического эффекта? Специалисты вышеназванных служб подчеркивают главный фактор: пассажиры сами создают почву для ущемления своих прав и интересов. Нередки случаи, когда во время проверки, защищая водителя, не выдавшего билет, люди специально провоцируют конфликт, снимая бурный диалог с проверяющими на камеры мобильных телефонов. Пугают исками о возмещении материального и морального вреда за свои возможные опоздания на поезд, самолеты, важные деловые встречи.
Пожалуй, это тот самый случай, когда человек, сам того не понимая и поддерживая порочную систему левых заработков определенных лиц, действует себе во вред. В итоге десятки жалоб на закрытые вдруг из-за нерентабельности рейсы в сельских регионах. Только потом, когда начинаются разбирательства, выясняется: автобусы-то пустыми ходили только по документам. Пассажиры охотно отказывались от билетов во благо водителя. А как теперь это доказать и вернуть транспорт на линию? Контролеры, проверяя степень благодарности вдруг оказавшихся безбилетными пассажиров, часто советуют: зачем отказываться от билетов? Это же не личный транспорт так сильно понравившегося вам водителя. Хотите его по-человечески поощрить — сделайте подарок. Дайте, помимо оплаты проезда, еще рубль-два в качестве бонуса. Думаю, о реакции людей на этот совет можно не рассказывать. Конечно, быть добрыми не в ущерб себе значительно проще. То же самое произойдет, если вдруг, не дай бог, вот такой безбилетный пассажир по вине маршрутчика попадет в ДТП. Поверьте, он обязательно вспомнит о своих правах. Так что стоит подумать о гарантиях заранее.
begunova@sb.by