Какое оно, новое лицо общественного транспорта?

Маршрут построен

Общественный транспорт нашей страны меняет лицо. Пожалуй, столько новинок от наших производителей, сколько минчане и гости столицы за последние месяцы увидели и даже успели оценить, не появлялось уже давно. Эстеты обратят внимание на обновленный дизайн, органично дополнивший облик белорусских городов. Перевозчики и пассажиры оценят комфорт, функциональность и экономичность. Еще один немаловажный фактор: все больше транспорта теперь с приставкой «эко». На маршруты вместо автобусов все чаще выходят электробусы и троллейбусы с увеличенным автономным ходом, способные проехать даже там, где нет контактной сети. Повод подробнее изучить перспективные белорусские разработки — Минский автомобильный завод на днях отправил в Минск и областные центры первую партию бесшумных и экологически чистых электробусов МАЗ-303Е10. Кроме того, своих первых пассажиров по столичным маршрутам готовятся перевезти троллейбусы большой вместимости («гармошки», говоря по-простому) — модели 43300D производства холдинга «Белкоммунмаш». Не отстает и предприятие «Штадлер Минск», поезда которого уже начали изменять привычный облик метрополитена.

Характеристики электробуса МАЗ-303Е10.

Особенности: усовершенствованная динамика разгона, увеличенный запас хода и средний расход электроэнергии.

Двигатель: немецкий ZF CeTrax мощностью 300 кВт.

Батареи-накопители: повышенной емкости — 412 А•ч.

Зарядная станция: автономный трансформатор на 380 вольт либо специальная станция с разъемом CCS2 Combo.

Время полной зарядки: менее 4 часов.

Запас хода: 300 километров.


Длина: 12,43 м.

Ширина: 2,55 м.

Высота: 3,3 м. 

Пассажировместимость: более 70 пассажиров, из них 30 — на сиденьях.

Безбарьерная зона: 14 мест.

Кондиционер: работает в двух режимах — обогревает зимой и охлаждает летом.

Фишки новых моделей

♦ Автобус МАЗ-216 (в Минске — 4).


Его основное отличие от фактически аналогичных по внешнему виду предшественников — МАЗ-215 — заключается в том, что двигатель и ведущая ось находятся в прицепе и толкают переднюю часть автобуса, тогда как во всех остальных сочлененных автобусах, которые курсируют по городским улицам, привод расположен в тягаче. За счет этого у ­МАЗ-216 более вместительный салон. Так как двигатель находится в задней части прицепа, высвободилось место напротив второй двери и появилась дополнительная площадка для стоящих пассажиров либо колясок.

Троллейбус 43300D производства «Белкоммунмаш» (ГП «Минсктранс» ждет партию из 50 троллейбусов, первые уже поступили. Также модель эксплуатируется в Витебске).


Это троллейбус особо большой вместимости с увеличенным до 15 километров автономным ходом, его подзарядка происходит от контактной сети во время движения. Во многом он напоминает работающий в Минске электробус Vitovt Max Electro II, так как фактически создавался в его кузове. Есть и отличие: батареи в этом троллейбусе находятся на крыше, поэтому в задней части прицепа, в отличие от электробусов, удалось разместить еще 5 сидений.

♦ Троллейбус с увеличенным автономным ходом 32100D производства «Белкоммунмаш» (в Минске — 25, эксплуатируются также в Гомеле, Гродно и Витебске).


Этот троллейбус совсем не походит на своего предшественника модели 321. В частности, из-за особенностей расположения системы накопителей электроэнергии здесь отсутствует заднее стекло. А вот что действительно радует, так это наличие в салоне USB-зарядки для гаджетов (впрочем, так во многих инновационных моделях). Что касается конструктива, то в этом троллейбусе увеличен запас автономного хода: с полной массой при включенном отоплении, работой кондиционеров, с учетом страхового запаса 30 процентов — 15 километров. Заряжается белкоммунмашевский троллейбус, как и МАЗ-203Т70, которые вот уже полтора года перевозят пассажиров по минским улицам, от контактной сети, подъем токоприемников может осуществляться из кабины водителя простым нажатием кнопки. 

Автобус МАЗ-303 (в Минске — 4, также работают в Барановичах и Светлогорске).


Изюминка: в обновленном дизайне «горб» в передней части повторяет мощный профиль зубра — символа нашей страны. Есть отличия в габаритах: МАЗ-303 чуть длиннее привычных автобусов МАЗ-203. Изготовитель сумел увеличить и пространство в салоне — здесь минимум ступенек при максимально возможном количестве мест на ровном полу. Комфорт стоячих пассажиров обеспечивается переработанной конфигурацией поручней. Кроме того, в передней части установлены полуторные сиденья, удобные для пассажиров с детьми и пожилых людей и в то же время занимающие меньше места в салоне, чем привычные парные.

Обновленные электробусы Е321 производства «Белкоммунмаш» (в Минске — 9).


От предыдущих модификаций отличаются внешним видом и габаритами. Они чуть длиннее и шире, с более просторными салонами. У этих электробусов литий-ионные аккумуляторы, что дает запас автономного хода около 50 километров.

МНЕНИЕ РАЗРАБОТЧИКА

Иван Войтешонок, заместитель директора Центра перспективных разработок по автобусам ОАО «МАЗ» — управляющая компания холдинга «­БЕЛАВТОМАЗ»:

— Автобусы МАЗ-303 на улицах наших городов работают с апреля. Месяц — это небольшой срок. Транспортники только присматриваются к новинке. Радует, что у них замечаний практически нет, скорее, рекомендации. Нет и выходов техники из строя. Это успех для новых разработок, в которых практически все системы тоже новые. Надо отметить, что наши специалисты работали лишь с адаптацией электроники к оборудованию самого перевозчика. В целом мы как разработчики новинки всегда рады любым видам обратной связи. Например, наши автобусы МАЗ-303 работают на маршрутах в Санкт-Петербурге и Сочи, и мы получаем отчеты по эксплуатации, что действительно помогает в совершенствовании техники. Водителям машины нравятся. Очень хвалят тормоза и комфорт управления в целом, который вполне сравним с легковым автомобилем. Мы знаем, что пассажиры (особенно дети) в восторге от USB-разъемов, а также от подсветок, которые меняются в зависимости от освещения. 

МНЕНИЕ ПЕРЕВОЗЧИКА

Елена Громыко, пресс-секретарь ГП «Минсктранс»:

— В целом новый подвижной состав зарекомендовал себя положительно. Водителям стало комфортнее. Прежде всего они отмечают наличие климат-контроля и современной панели управления, эргономичное сиденье, мультируль, а также хороший обзор. Пассажирам нравится, безусловно, тот же климат-контроль. Они позитивно отзываются и о других нововведениях: удобных местах для маломобильных граждан и детской коляски, низком уровне пола. А кроме того, о наличии ­USB-портов для подзарядки гаджетов.

Благодаря обновлению подвижного состава ряд автобусных маршрутов заменены на троллейбусные и электробусные. Использование троллейбусов с увеличенным автономным ходом вместо автобусов способствует снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Принцип работы такого транспорта и его главное отличие от обычного троллейбуса в том, что в определенный момент троллейбус может отключиться от контактной сети и далее ехать за счет батарей, которые заряжаются во время движения от той же контактной сети — запаса хода хватит минимум на 15 км. К тому же троллейбус с автономным ходом более маневренный, способен объезжать препятствия, возникающие во время работы, такие как ремонт дороги, ДТП, повреждение контактной сети.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Министр промышленности Петр Пархомчик — о передаче первой партии новых электробусов МАЗ: 

— Это знаковое событие не только для Минского автомобильного завода, но и для промышленного комплекса страны. МАЗ со своими партнерами успешно справился с непростой задачей по производству первых десяти электробусов за такой короткий срок. Ровно год назад мы демонстрировали первый опытный образец и получили задание в течение года изготовить десять электробусов. Как видите, оно выполнено. Впереди серьезные испытания в разных городах, которые должны подтвердить все технические характеристики, заложенные конструкторами. Компании удалось создать современный, востребованный продукт.

Генеральный директор ОАО «МАЗ» — управляющая компания холдинга «­БЕЛАВТОМАЗ» Валерий Иванкович — о перспективных разработках:

— Мы создали научно-технический центр на территории МАЗа, в котором одним из направлений является создание и развитие электроприводов, создана группа. Будем развиваться в новых направлениях, для этого есть необходимые компетенции.

По состоянию на 1 мая в Минске работает:

1420 автобусов

756 троллейбусов

89 электробусов

136 трамваев

«Штадлер» без деления на вагоны

А вот современные поезда метро производства «Штадлер Минск» для минчан стали уже давно привычными. Подобных — 10, они перевозят пассажиров по зеленой и красной веткам подземки. 



Пассажиры и машинисты не раз отмечали современность и преимущества новых составов: яркий запоминающийся дизайн, сквозной проход вдоль всего состава, наличие USB-разъемов в салоне, современную информационную пассажирскую систему, наличие системы кондиционирования, вертикальные поручни в зоне накопительной площадки, низкий уровень шума, эргономичность кабины машиниста и многие другие.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter