Автобусные маршруты: испытывают ли сельчане неудобства в сообщении с городом

Маршрут по требованию

Транспортное обслуживание для современной деревни настолько же важно, как и другие условия жизни. Для пожилых — это возможность вовремя пройти лечение, для молодежи — с удовольствием провести досуг. Да и кто сказал, что тем же пенсионерам не хочется поехать в город по культурной программе? Как известно, количество автобусных маршрутов регулируется социальными стандартами. 

Хватает ли их на местах, испытывают ли сельчане неудобства в сообщении с городом, как добраться детям в школу, почему невыгодны сельские рейсы, выясняли корреспонденты «СГ».

Михалево предложили альтернативу

Сельчане — народ неприхотливый. Старики при случае вспоминают, как за десятки километров пешком, бывало, в город ходили да сапоги в руках несли, чтоб те не стаптывались. Сейчас же ходит автобус два раза в неделю в райцентр — и на том спасибо. А если до автобусной остановки пару километров добираться пешком (по социальным стандартам так называемая зона охвата — 3 километра), они роптать не привыкли, добираются и пешком, и на попутках, и на телеге, если есть под рукой. Пенсионерам, которых все больше в деревнях остается, порой достаточно автолавки да телевизора для связи с миром. А вот, к примеру, моя молодая знакомая летом за 8 километров на работу в Краснополье из своей деревни Кожемякино с удовольствием на велосипеде отправляется и отмахивается от проблемы: «Коль в деревне все пенсионеры живут, не отправлять же специальный автобус для меня одной, чтобы я на работу успевала».



Только вот когда болезнь прижмет или дело срочное не требует отлагательств, проблема транспорта сразу встает на первый план. И тогда даже четкое соблюдение всех нормативов социальных стандартов может пойти вразрез с интересами человека. 

В один из самых крупных агрогородков Белыничского района Головчин рейсовый автобус из райцентра приезжает два раза в неделю. Поэтому все свои проблемы сельчане собирают на вторник и пятницу и отправляются решать одним махом, заплатив за билет чуть больше рубля. Заведующая местной библиотекой Инна Третьякова согласна с тем, что люди-то привыкли, только вот стоит ли привыкать к неудобствам:

— Если совещание какое в районе или дело срочное, всеми правдами и неправдами приходится добираться 8 километров до соседней деревни Нежково, где курсируют ежедневные рейсы. Конечно, людям, которые ведут активный образ жизни, от такой «регулярности» большие неудобства. Хотя еще одно решение проблемы — это собственное авто. И большая половина жителей Головчина разрешила таким образом для себя важный транспортный вопрос.

По нормам социальных стандартов в деревню, где проживает менее 20 человек, должно отправляться 8 рейсов в неделю, в большие деревни и центральные усадьбы сельхозпредприятий — 16, в крупные агрогородки с населением больше тысячи — 28. И практически все деревни Могилевской области по этим стандартам охвачены транспортной сетью. Но не везде местным жителям по душе такой транспортный режим.

Так, например, с начала января заволновались жители центральной усадьбы ОАО «Тишовка» деревни Михалево Могилевского района. Рейсовый автобус Могилев — Дубинка из областного центра ходит только по выходным дням. На трассу к ежедневному автобусу надо топать два километра. В декабре еще частник на маршрутке подрабатывал, худо-бедно удавалось среди недели до Могилева добраться. Сейчас же вовсе не на чем доехать. Уже и на «горячую» линию облисполкома обращались, и 160 подписей собрали под ходатайством о дополнительных рейсах автобуса.

Подписей и больше могло быть, да спешили обращение быстрее доставить, — рассказывает местный житель Виталий Островский. — Деревня-то у нас большая, почти 400 человек живет. Детишек в семьях много. У меня самого двое — трех и восьми лет. Вот на днях заболели оба, а в поликлинику не добраться. Приходится или соседей-автовладельцев просить, или попутку ловить. Кто до соседней деревни Вендорож подбросит, а там на поезде уже можно добраться, кто на трассу подкинет, дальше — на попутке. А до Могилева всего около 20 километров. Да преодолеть их непросто.

Власти Могилевского района, не откладывая в долгий ящик решение проблемы, предложили жителям Михалево альтернативный вариант — создание регулярного маршрута индивидуальным перевозчиком. 14 февраля на общем собрании обсудили варианты, удобные и для местных жителей, и для перевозчика, который решился освоить этот маршрут. 

Андрей Шаров, начальник отдела экономики Могилевского райисполкома, считает, что это оптимальный выход из положения:

— Гонять вхолостую и возить «воздух» в крупногабаритных автобусах — нерентабельная и неразумная трата денег из районного бюджета. Работа микроавтобуса окупается быстрее, его рентабельность регулирует сам индивидуальный предприниматель. И хотя по транспортному сообщению в Михалево и соблюдены все социальные стандарты больше чем на 200 процентов, проработать дополнительный маршрут в этой большой деревне необходимо. Но у индивидуального перевозчика не будут действовать льготы на проезд школьникам и пенсионерам на период дачного сезона. 

Подобных частных проблем возникает немало и в других районах. Например, в Дрибинском мимо деревни Новая Черневка автобусы довольно часто проходят, но мимо — нет остановочного пункта, в результате людям приходится два километра идти пешком. В местном ДРСУ и Дрибинском райисполкоме ответ один — нет финансирования на установку знака и остановочной площадки. И обращение жителей, как говорится, повисло в воздухе на неопределенный срок.

По словам директора ОАО «Могилевоблавтотранс» Валерия Василевского, в Могилевской области практически нет деревень, не охваченных регулярными автобусными рейсами:

— Мы как государственный перевозчик готовы ехать хоть и за одним человеком — транспортного потенциала у нас хватает. До некоторых деревень не доезжаем, потому что там просто нет подходящей для пассажирских перевозок дороги. Но любой нерентабельный рейс — это деньги местных бюджетов. Главная проблема в уменьшении пассажиропотока — на тех рейсах, где раньше автобус-гармошка чуть вмещал всех пассажиров, сегодня возим десяток человек. 

Диана ГАРАНИНОВА

garaninova@sb.by

Фото Ивана ЯРИВАНОВИЧА

Если частнику невыгодно, сельчанин остается при своих

Помнится, года три назад ездила на маршрутке из Ветки в Столбун. Удобно, быстро, комфортно. Теперь, прибыв на автостанцию, узнаю, что на весь район ходит всего одно маршрутное такси Гомель – Казацкие Болсуны. Да и то когда раз в день, когда в два дня — раз.

– Частник сам решает, когда ему ехать. Есть пассажиры — поедет. Нет — пустую машину гнать не будет, — говорит старший кассир Ветковской автостанции Татьяна Кацубо. — Раньше ходили маршрутки в Пыхать, на Неглюбку, Столбун, но последние три года частник из района ушел — невыгодно. Самый «жирный» маршрут Гомель — Ветка всегда востребован и фактически вытеснил государственный автотранспорт. Туда и обратно маршрутки ходят каждые 20 минут.

Но сельчане по этому поводу не сетуют. Татьяна Чуешова из Столбуна рассказывает:

— Я езжу в Гомель к сыну на автобусе. Через нашу деревню идет несколько проходящих до Ветки, а там пересаживаюсь на гомельскую маршрутку. Транспорта достаточно. 

В самый отдаленный от областного центра район — Лельчицкий — из Гомеля ходят прямые автобусы. Маршрутки курсируют только из Мозыря до Лельчиц, и то редко. Их услугами пользуются жители населенных пунктов Каменка, Мелешковичи, Буйновичи, Буда-Сафиевка, находящихся вдоль трассы… Ни вправо, ни влево эти маршрутки не сворачивают. 

Зато частников-нелегалов хватает, — проговорились работники местной автостанции:

— Уедете куда надо. Вон их сколько возле станции стоит.

Председатель Буйновичского сельсовета Людмила Сарнавская по поводу маршруток во вверенной ей округе мало что знает:

— У нас 17 населенных пунктов, автобусы заходят во все деревни, даже туда, где живут единицы. А насчет маршруток сельчане говорят, что пользуются их услугами, перевозчики прямо к дому подвозят. Насколько они легальные или нелегальные — не знаю.

 После прошлогодних изменений в законодательстве для пассажиров ничего не изменилось. Преимущества частных перевозок остались: комфорт, гибкость расписания, разумные цены. Но, повторюсь, это только на тех маршрутах, где частнику выгодно.

Гомельчанка Ольга постоянно пользуется услугами частных перевозчиков и объясняет почему:

— Цена ниже. Я часто спонтанно отправляюсь в командировки. Удобно, что могу позвонить в диспетчерскую или зайти в интернет и заказать маршрутку на ближайшее удобное для меня время, а в случае чего — и изменить бронирование или вовсе отменить его. Правда, добавила Ольга, плата за поездку в частной маршрутке не всегда сопровождается выдачей чека. Ну, разве что его попросит пассажир. А это значит, что часть денег по-прежнему идет «мимо кассы», не говоря уже о том, что коль нет билета, то пассажиру сложно рассчитывать потом на страховую компенсацию в случае ДТП. 

В прошлом году с участием маршруток происшествий было всего пять. В основном это падение пассажиров в случае резкого торможения на красном светофоре, пояснили в ГАИ. Один случай был в Гомеле, когда маршрутка № 17 сбила на пешеходном переходе велосипедиста, который, не останавливаясь, пытался переехать дорогу. 

Если говорить о выполнении социальных стандартов по перевозкам пассажиров, то эта функция целиком и полностью возложена на ОАО «Гомельоблавтотранс». Предприятие осуществляет перевозки людей по 782 маршрутам. Пассажирский подвижной состав представлен более 900 автобусами различного класса. И если частник выбирает маршрут по принципу выгодно или невыгодно, то машины «Гомельоблавтотранса» следуют по расписанию независимо от количества пассажиров, при любой погоде.

Наталья ВАКУЛИЧ

vakulich@sb.by 

Дети на подвозе

По количеству малонаселенных разбросанных деревень Витебщина — бесспорный лидер в стране. Школ в большинстве их уже нет, а детей на занятия доставляют в общей сложности 254 узнаваемых желтых автобуса. В 603 из 1410 деревень, охваченных их маршрутами, насчитывается до 3 учащихся. Школьный транспортный парк ежегодно обновляется. В прошлом году приобретено 22 новых автобуса.



На остановке в деревне Войтово Витебского района с десяток разновозрастных детей. Шумная детвора ждет автобус, который с минуты на минуту должен подойти. Вероятность того, что транспорт застрянет в пути, сведена к нулю, хотя некоторые сорванцы не против прогулять по уважительной причине. Расстояние на пути к знаниям — 12 километров. Третьеклассница Виолетта Домарацкая к распорядку дня привыкла:

— Поднимаюсь по будильнику ровно в 6.58. Портфель приготовлен с вечера. На завтрак и сборы трачу меньше получаса. Автобус приходит ровно в полвосьмого, и через 20 минут мы уже на месте. О том, что в нашей деревне когда-то была своя школа, знаю только по рассказам мамы. Она туда ходила. Я в свою езжу с удовольствием.

В школе агрогородка Вымно, куда подвозят детей из Войтово и еще пяти окрестных деревень, вместе с детсадом 87 детей (на снимке). Почти третья часть из них на подвозе. Директор Татьяна Титова уверяет, что у них равные возможности с местными ребятами:

— Школьный автобус появился у нас в 2003 году после закрытия школы в Вой-тово. Это самая отдаленная деревня. Сейчас оттуда забираем 12 ребят. В деревне Князи, например, и вовсе один ребенок, воспитанник детского сада. До того как появился школьный автобус, детей привозил автомобиль местного хозяйства. Сейчас всем нам стало намного удобнее. В 2014 году получили новый автобус. Стаж водителя Николая Титова больше 30 лет. Он бережно относится к технике. Безопасность детей — на первом плане. Маршрут расписан по минутам, школьникам не приходится долго стоять на остановке. И развозка по домам организована так, чтобы ребята, заинтересованные в кружках и дополнительных занятиях, могли их посещать. А еще свой транспорт дает возможность оказывать платные услуги. Нет проблем с доставкой детей на районные мероприятия, в театр, на выставки, экскурсии в областной центр и другие города. 

Специалист отдела по образованию Витебского райисполкома Николай Жарненко обозначил:

— С подвозом детей в районе никаких проблем, система отлажена до мелочей. Маршруты оптимизируются с учетом реорганизации учебных заведений и действующих нормативов. Например, в прошлом году после закрытия Великолетчанского детского дома, воспитанники которого составляли 90 процентов учащихся местной школы, ее тоже пришлось закрыть. Теперь школьников и малышей из детсада возят в соседнее Старое Село. Большинство сельских ребят ездят на занятия в школы крупных агрогородков, сосредоточенных в основном недалеко от областного центра. Транспорта хватает, парк своевременно обновляется. В прошлом году новый автобус получила Суражская школа, в этом планируем обновить три единицы. 

Отдел образования очень внимательно относится к выбору кандидатур водителей. Как правило, это местные сельчане, которые имеют соответствующую категорию и опыт работы. Тщательно проверяются кадры на предмет нарушений ПДД. Даже если потенциальный водитель школьного автобуса имеет отметку пусть даже о несерьезном нарушении за последние два года, ему в работе будет отказано. Все школьные маршруты под пристальным вниманием дорожных служб. С ДРСУ-144, которое обслуживает район, отдел по образованию и администрация школ находят понимание. Если из-за погодных условий есть проблема, дорожники выезжают на место оперативно. Иногда о непорядках с дорогой сигнализируют родители.

Закрытие в деревнях малокомплектных учреждений образования не всегда проходит безболезненно. Сельчане считают: пока работает школа — у деревни есть перспективы, да и за подвоз детей не надо волноваться. Родители аргументируют свою позицию еще и тем, что малая наполняемость классов — это скорее плюс, ведь все дети на виду, педагог может уделить каждому больше внимания. 

Начальник отдела общеобразовательной подготовки главного управления по образованию Витебского облисполкома Владимир Бедняков считает, что такие подходы к образовательному процессу устарели:

— Качество образования определяется не только профессионализмом педагогов, но и материально-технической базой. Создавать ее в малокомплектных школах нецелесообразно. Поэтому оптимизация проводится также с учетом интересов детей. Эту информацию отделы образования доносят родителям, которые прежде всего должны быть заинтересованы в лучших условиях для своих детей. 

Андрей ЗАХАРОВ

zakharov@sb.by

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter