Министр транспорта и коммуникаций — о новом терминале аэропорта, реконструкции главной транзитной магистрали страны и электрификации железной дороги

Маршрут по карте будущего

Министерство транспорта и коммуникаций празднует юбилей — ведомству исполняется 80 лет. Современный транспортный комплекс страны сохранил все лучшие традиции, которые складывались десятилетиями, и развивается дальше, взяв на вооружение современные технологии. Делает он это с прицелом на будущее — недавно утверждена концепция развития отрасли до 2030 года. Когда в Беларуси будет построен новый терминал аэропорта и начнется масштабная реконструкция автомагистрали М-1, как будет идти электрификация железной дороги и развитие водных внутренних путей — об этом и многом другом накануне праздника нашему корреспонденту рассказал министр транспорта и коммуникаций Алексей Авраменко.

Время подводить итоги


— Алексей Николаевич, Минтрансу исполняется 80 лет. С какими результатами ведомство подошло к празднику?

— Действительно для министерства это значимая дата, и я, пользуясь случаем, хочу поздравить всех работников транспортного комплекса. Что касается итогов, обозначу только ключевые. Транспортная отрасль сегодня — это 6 процентов ВВП страны, более 6 процентов поступлений платежей в бюджет, 44 процента общего объема экспорта услуг и более 60 процентов положительного сальдо внешней торговли ими. За три года пятилетки мы обеспечили опережающий рост валовой добавленной стоимости транспортной деятельности — 109,8 процента при 102,9 процента темпов роста ВВП по стране.

— Какие крупные инвестпроекты удалось реализовать в последние годы?

— В первую очередь назову завершение строительства второй взлетно-посадочной полосы в Национальном аэропорту «Минск». Это важный и крупный инвестиционный проект, который введен в эксплуатацию с участием Главы государства. Также в этом году мы завершили реконструкцию автомобильной дороги М-6 Минск — Гродно до трассы первой категории с четырьмя полосами движения. В этот проект вложено порядка 250 миллионов долларов. Завершаем реконструкцию автодороги Р-80 — небольшой участок второй кольцевой от Кургана Славы до пересечения с дорогой М-3. Что касается железной дороги, то здесь отмечу прежде всего модернизацию и электрификацию участков Осиповичи — Жлобин — Гомель и Молодечно — Гудогай общей протяженностью 277 километров. При подготовке к II Европейским играм существенно обновили автотранспорт — новые автобусы и электробусы появились как в регионах, так и в Минске.

— Говоря об успехах, нельзя не спросить и о сложностях. Какие проблемы есть у ведомства в настоящий момент? Как Минтранс их решает?

— Если мы говорим о развитии инфраструктуры, то надо понимать, что это всегда достаточно крупные и затратные объекты. Мы в постоянном поиске инвестиций, ищем новые подходы к их привлечению. К примеру, в этом году запустили проект государственно-частного партнерства по реконструкции дороги М-10. Там будет применена абсолютно новая схема привлечения средств. Активно работаем с международными финансовыми институтами: в ближайшее время начнем реконструкцию дороги М-7 Минск — Ошмяны — граница Литвы, этот проект реализуем вместе с Европейским инвестиционным банком. Есть некоторые проблемы с подвижным составом. Да, перед Европейскими играми произошло его существенное обновление, но этой проблеме стоит уделять особое внимание и дальше. Речь идет не только о закупке новых троллейбусов, автобусов, но и об обновлении парка воздушных судов, приобретении новых вагонов, как пассажирских, так и грузовых, новых локомотивов. Мы должны уделить максимальное внимание этим вопросам, в том числе и привлечению кредитных ресурсов на такие цели.

Заглянуть за горизонт


В ближайшие годы БЖД закупит новые поезда, контракты на поставки уже подписаны.
— Концепция развития транспортного комплекса до 2030 года уже принята. Расскажите о ее ключевых моментах.

— Минтранс работает по пятилетним программам развития. Сейчас действует программа развития транспортного комплекса до 2020 года, но мы уже приступили к разработке аналогичного документа до 2025 года. Чтобы развитие отрасли шло комплексно и поступательно, мы поставили задачу определить приоритеты на более дальнюю перспективу — до 2030 года. И учитывать их при формировании программы до 2025 года. Сама концепция условно разделена на два этапа. На первом (2019—2025 годы) мы должны сформировать в отрасли новую информационно-инновационную среду, обеспечивающую повышение эффективности деятельности всех наших организаций. На втором этапе (до 2030 года) планируется достижение высоких стандартов качества обслуживания потребителей. Мы планируем более широко внедрять информационные технологии, тем самым сокращать затраты и издержки самих предприятий, а также создавать максимально комфортную среду для пассажира. Это всякого рода электронные билеты, оплата банковскими карточками всех видов транспорта. И, конечно, новый подвижной состав, о чем я уже говорил. Кроме того, мы серьезно поработаем над изменением отношения к общественному транспорту, он должен быть в приоритете. Мы должны сделать так, чтобы, выбирая между личным авто и общественным транспортом, человек выбрал последний. Здесь речь может идти и о выделении отдельных полос, более продуманном и качественном расписании, комфортном современном транспорте.

Еще одна важная задача для Минска — убрать с первой кольцевой и столичных улиц большегрузный транспорт. Фур и грузовиков здесь быть не должно. Для этого необходимы перехватывающие логистические центры, где машины могут перегружаться. Сейчас обсуждаем идею сделать первую кольцевую платной для тяжелой техники.

— Каким Минтранс видит дальнейшее развитие железнодорожного транспорта? На что будет сделан акцент?

— В первую очередь мы продолжим активно заниматься электрификацией железной дороги. Сегодня у нас порядка 22 процентов железнодорожных путей электрифицировано, и это очень мало. К концу следующего года будет завершен очередной участок: Жлобин — Калинковичи — Барбаров протяженностью 141 километр. Общая стоимость строительства составляет 77,3 млн евро. На перспективу вырабатываем подходы по финансированию электрификации участка Барановичи — Лунинец. Этот проект будет реализовываться в следующей пятилетке, он попадет в программу развития транспортного комплекса до 2025 года. Проекты реализуются за счет собственных средств БЖД и кредитных ресурсов, которые дорога активно привлекает. И стоят они очень дорого.

Второй важный аспект — подвижной состав. Мы стремимся максимально сократить время доставки пассажиров из Минска в областные центры. А это можно сделать за счет модернизации инфраструктуры и приобретения современного подвижного состава. До конца 2020 года планируется поставка 6 шестивагонных дизель-поездов польской компании Pesa, а до конца 2022 года — 10 пятивагонных электропоездов ЗАО «Штадлер Минск». Контракты уже подписаны.

Одно из важных направлений — перевозка грузов, развитие контейнерных перевозок. Стоит задача обеспечить хорошую пропускную способность коридора Китай — Западная Европа через Брестский железнодорожный узел. БЖД реализует инвестиционный проект по модернизации станции Брест-Северный, чтобы повысить среднесуточную переработку там контейнеров в 1,5 раза, увеличить площади их хранения в 2 раза, а также сократить время на обработку контейнерных поездов и ускорить их пропуск.

Мне бы в небо

— Как в стране будет развиваться авиация? Как будут меняться областные аэропорты?

— Продолжим политику развития региональных аэропортов. В этом году хорошо сработала чартерная программа, есть серьезный рост пассажиропотока по всем областным аэропортам — по сравнению с прошлым годом почти вдвое. Мы практически завершили модернизацию этих объектов, сегодня они соответствуют всем требованиям по международной классификации. Теперь наша задача — привлечь туда авиакомпании и пассажиров. И это уже получается. Даже из Минска люди ездят в Могилев, чтобы потом улететь в Египет, потому что так выходит дешевле.

Новый терминал Национального аэропорта будет рассчитан на 5 миллионов пассажиров в год. 

— А как обстоят дела с приходом в Беларусь лоукост-компаний?

— Мы свою позицию определили и в процессе переговоров обозначили — готовы рассматривать приход лоукостов именно в областные аэропорты. Сегодня компании изучают рынок и просчитывают свои коммерческие риски. В любом случае решение принимает перевозчик.

— Расскажите о дальнейших планах Национального аэропорта «Минск». Когда там начнется строительство нового терминала?

— Развитие Национального аэропорта продолжится. Сейчас разрабатываем проект ремонта первой взлетно-посадочной полосы. Думаю, что в следующем году начнем работу. Проект должен быть реализован в короткие сроки, ведь опыт у нас уже есть — наши подрядчики выполняли строительство второй взлетно-посадочной полосы. Кроме того, сегодня мы активно занимаемся реконструкцией полосы в Орше, в рамках реализации проекта по развитию Болбасово (там работы должны завершиться к концу этого года).

К строительству нового терминала планируем приступить к концу 2021 года, если сохранятся темпы роста пассажиропотока (а они должны сохраниться). В этом году, по нашим подсчетам, Национальный аэропорт обслужит более 5 миллионов пассажиров. Резерв у него — около 8 миллионов пассажиров в год, а дальше необходимо строительство нового терминала, иначе не сможем оказывать услуги качественно. Сейчас готовим проектно-сметную документацию, планируется, что новый терминал будет рассчитан на 5 миллионов пассажиров. Его построят рядом с действующим — с правой стороны. По планам к новому терминалу будет подходить аэроэкспресс. Думаю, что в ближайшее время приступим к его проектированию и строительству. Если все получится, то в следующем году уже начнем строить. Проект будет реализован за счет средств БЖД и бюджета. Ориентировочно с железнодорожного вокзала в аэропорт пассажир сможет попасть за 30—34 минуты.

Новый авиаремонтный завод планирует до конца этого года получить сертификаты на ремонт и обслуживание западной техники.

— Что ждет наш новый авиаремонтный завод?

— На данный момент завод введен в эксплуатацию, на ближайшие пару лет его мощности полностью загружены — там будет идти ремонт техники советского производства, в основном из России. Но мы отчетливо понимаем, что этот рынок уже практически исчерпан, поэтому сегодня активно занимаемся проектированием нового цеха покраски, а также получением сертификатов на ремонт и обслуживание западной техники. До конца года планируем получить эти сертификаты. Что касается цеха покраски, то мы его введем в эксплуатацию к концу 2020 года. Завод будет обслуживать парк «Белавиа» и искать заказы на рынке.

По воде и по суше


— Представляя вас коллективу в качестве руководителя ведомства, заместитель Премьер-министра Владимир Кухарев сделал особый акцент на развитии водного транспорта. Как вы оцениваете состояние водного транспорта и внутренних водных путей сейчас? Чего ждать этому сектору?

Протяженность водных путей в стране сегодня около 2 тысяч километров.

— Первое, что мы сделаем, — это оптимизацию структуры управления водным транспортом. Проект постановления Совета Министров о создании Государственной администрации водного транспорта уже готов, сейчас он находится на согласовании в Министерстве финансов. Планируется передать Государственной администрации функции заказчика инвестиционных проектов, путевых работ, они будут выступать как владельцы водных путей. Плюс в их обязанности войдет ведение морских регистров и всего, что связано со вступлением Беларуси в IМО.

Второй важный момент — определиться с тем, сколько стране нужно водных путей. Сейчас их протяженность около 2 тысяч километров. Мы проанализируем, какие грузы транспортируются по ним, какова эффективность таких перевозок. В концепции до 2030 года прописана задача увеличить долю внутреннего водного транспорта в совокупном грузообороте страны, эффект от этого — снижение энергоемкости ВВП (по топливу) на 15 миллионов долларов.

— Какие проекты будут реализованы в секторе водного транспорта?

— В ближайших планах строительство порта в Нижних Жарах и развитие грузоперевозок по Днепру. Инвестпроект готов, земля в Брагинском районе под строительство выделена. Сейчас остался вопрос с украинскими коллегами, которым нужно провести дноуглубительные работы на своей территории. Как только это будет сделано — мы запустим строительство порта.

Кроме того, на Припяти работают международные эксперты, которых мы привлекли совместно с Европейским банком реконструкции и развития в рамках технической помощи. Мы попросили их дать независимое экспертное мнение, как нам дальше развивать международный водный путь Е40. Проект, конечно, сложный, но если его запустить в полной мере, он позволит соединить Черное и Балтийское моря. Посмотрим, что нам будут рекомендовать европейские коллеги. Вопрос сложный, торопиться тут не стоит.

— Как будет развиваться дорожное хозяйство страны, что предусмотрено в этой части концепцией?

— На этой неделе мы подписали кредитное соглашение с Европейским инвестиционным банком по привлечению кредитных ресурсов на реконструкцию дороги М-7. Если все процедуры будут выполнены в срок, то к концу года работы там уже начнутся. Также планируем в августе начать реконструкцию дороги М-3 Минск — Витебск, первого участка в обход Плещениц. Стартует крупный проект с ЕБРР по реконструкции 11 мостовых сооружений. К концу года планируем подписать кредитное соглашение и начать процедуру конкурса по выбору подрядчика. Осенью начнем работы по реконструкции Р-53 от Кургана Славы до Смолевичей до уровня дороги первой категории. В следующем году планируем завершить этот проект. Среди других планов — дорога Р-46 Лепель — Полоцк с обходом и строительством нового моста. В этом году планируем завершить подготовку кредитного соглашения с Азиатским банком инфраструктурных инвестиций. И наконец, ведомство приступает к очень сложной задаче по модернизации дороги М-1/Е-30 на всей ее протяженности — от Бреста до границы России. Это крупный проект, необходимы огромные ресурсы, но мы уже пришли к тому времени, когда пора определяться, как модернизировать наш главный транзитный коридор. Сейчас делаем расчеты, думаем, какой должна быть М-1. Хотелось бы убрать пересечения в одном уровне, сделать ее действительно автомагистралью. Проект важный еще и потому, что наши польские коллеги к 2024 году должны завершить свою дорогу А2 от Варшавы до Бреста. Делать дорогу надо будет этапами, начиная с самых худших участков. Если говорить о временных рамках, то модернизация М-1 — это задача следующей пятилетки, но уже сейчас мы ведем подготовку обоснования инвестиций.

Минтранс начал подготовку обоснования инвестиций для реконструкции одной из самых известных дорог страны — трассы М-1.
Фото Александра Кулевского

— Какие еще значимые объекты вы планируете ввести в эксплуатацию в этом году?

— О М-6 я уже сказал. Кроме того, до конца года мы введем в эксплуатацию дорогу Р-80, откроем движение по новому мосту через Сож на обходе Гомеля. Введем новый участок дороги Р-15 — от М-1 до логистического центра Болбасово.

— А как будет дальше развиваться сеть платных дорог в стране?

— Здесь формула простая — по мере модернизации мы развиваем и платные дороги. Сейчас закончили М-6, и эти участки станут платными. О каких-то резких движениях в этой части речи не идет.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter