Маршрут мимо кассы

Налоговая инспекция намерена бороться с теневыми доходами владельцев маршрутных такси с помощью пассажиров...
В гомельских маршрутках будут штрафовать, как в троллейбусах. Налоговая инспекция намерена бороться с теневыми доходами владельцев маршрутных такси с помощью пассажиров.

— А можно талончик? — на мою просьбу водитель маршрутки нехотя пробивает чек за проезд и протягивает в салон. Пассажиры смотрят на меня с подозрением: мол, самый правильный нашелся.

Я, получив билет, информирую:

— Сегодня на этом маршруте контролеры дважды штрафовали.

Первыми реагируют, как обычно, дамы:

— И мне билетик, я деньги передавала еще на ледовом...

Эта сцена — начало «большой облавы» на безбилетников гомельских маршрутных такси. Пассажиры в этой истории — не цель, а инструмент в борьбе с теневыми доходами прибыльного бизнеса. Инициатором новой стратегии выступает налоговая инспекция. Ситуацию анализирует начальник управления координации и организации контрольной деятельности областной ИМНС Виталия Клевцова:

— У нас есть два вида перевозчиков: индивидуальные предприниматели и фирмы. Неоднократные рейды показали, что ИП чаще всего пробивают талоны, так как платят единый налог. А вот наемные водители пускают большие средства мимо кассы. К примеру, маршрутка с номером 17 в день перевозит до 300 человек, а по кассе всего 150. Арифметика простая — 900.000 рублей «ускользает» от налогов. В Гомеле более 300 маршруток, так что считайте сами.

Инспектора уверяют, что водители–обманщики работают на три кассы. Первая — небольшая «официальная», заранее оговоренная и почти неизменная. Вторая, самая большая, — «чистый» доход владельца. И третья, что останется, — зарплата.
Водитель маршрутки Александр Белый (фамилия изменена. — А.П.) общается нехотя, но сути не скрывает:
— Есть негласные правила для водителей: норма хозяину, остальное себе. Ну и норма, сами понимаете, одна на бумаге, другая в кошельке. Денег лишних не бывает.

Штрафы за такое «подполье» от 20 до 50 базовых величин, но ситуация не меняется. Рейды контролеров и инспекторов, конечно, полезны. Только отвечают в основном водители–наемники, а организаторы теневых схем продолжают находиться вне зоны досягаемости закона. В борьбе за наполнение бюджета налоговикам должны помочь пассажиры маршруток. Возможно даже — не по своей воле. Виталия Клевцова подытоживает:

— За проезд в маршрутках платят все. Это — не троллейбус, где можно остановку проехать на халяву, но билетов не требуют — не принято. Значит, надо штрафовать! Мы сейчас плотно работаем с Транспортной инспекцией и предприятием «Гомельоблпассажиртранс», чтобы такие проверки стали регулярными. Приучим пассажиров требовать билеты, и болезненная тема изживет себя.

Сегодня жесткий контроль в основном за междугородними такси. На городские пока не хватает сил. Но теперь если контролеры зашли в салон, фраза «заплатили водителю» — слабый аргумент. Придется отдать еще 50 штрафных тысяч. Начальник контрольно–ревизионной службы «Гомельоблпассажиртранса» Жанна Ходаковская объясняет механизм:

— Отговорки уже не помогут, нужен билет. Когда в салоне мы обнаруживаем безбилетного пассажира, то штрафом наказывается и «заяц», и водитель, который его провозит.

Сейчас разрабатывается схема постоянного контроля за городскими маршрутками. «Облавы» сменятся плановыми рейдами. Работу через пассажиров инспектора называют «тепличными» методами. До осени 2009 года в этой сфере действовала жесткая система налогового контроля. За два «кассовых» нарушения в течение года перевозчик мог лишиться лицензии.

А вообще, серьезная ситуация с громадными недоплатами в бюджет выглядит, на мой взгляд, весьма странной. Ведь на самом деле большие «маршруточные» войны с мобилизацией армии инспекторов и контролеров, массовыми штрафами, лишениями лицензий, слезами и нервами можно остановить одной лишь фразой каждого пассажира: «А можно талончик?»

Афанасий ПАВЛОВ.

Советская Белоруссия №147 (24284). Пятница, 9 августа 2013 года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter