Молодежный белорусско-российский оркестр вернулся из триумфальной поездки: Гродно – Вильнюс – Калининград

Марш на сцену!

Молодежный белорусско-российский оркестр вернулся из триумфальной поездки: Гродно – Вильнюс – Калининград
Молодежный белорусско-российский оркестр вернулся из триумфальной поездки: Гродно – Вильнюс – Калининград.


Мастер и подмастерья: дирижер Вячеслав Валеев представляет юных виолончелистов на концерте в Вильнюсе. Фото: Нина КАТАЕВА

ДЛЯ ЧЕГО МЫ ИГРАЕМ?


Беларусь, Литва и Россия – за неделю юные артисты выступили с концертами в трех странах. Всего на гастроли отправились 58 ребят и около десятка сопровождающих.

Первый концерт давали в Гродно, куда российская часть оркестра отправилась на поезде. Заняли почти весь вагон.

– Рассаживаемся, не шалим. С музыкальными инструментами обращаемся нежно! – инструктировал ребят наставник, дирижер и руководитель Симфонического оркестра студентов Московской консерватории Вячеслав Валеев.

Уже в Гродно к молодым музыкантам присоединились их белорусские коллеги вместе с дирижером Национального Большого театра оперы и балета Беларуси Иваном Костяхиным.

Здесь у артистов была самая длинная остановка – четыре дня. Но отдыхать и развлекаться времени не было. Репетировали с утра до позднего вечера.

То, как готовили ребят к концертам, иначе как спектаклем не назовешь: настолько ярко и артистично Костяхин и Валеев объясняли юным музыкантам, что им предстоит исполнить.

– Расскажите, для чего мы играем? – допытывался Вячеслав Валеев.

– Чтобы отработать технические приемы?

– Нет.

– Чтобы лучше разбираться в музыке?

– Тоже неверно. Чтобы доставить людям удовольствие!

И только после «теории» оркестранты приступали к разбору каждого произведения. Во всех городах у артистов было по одному концерту. Программа везде одинаковая. Начинали с произведений Чайковского, завершали современными белорусскими композиторами: Львом Абелиовичем и Дмитрием Смольским. Часть концерта артисты посвятили Сергею Прокофьеву. В этом году исполняется 125 лет со дня рождения композитора. Исполнили его «Классическую» симфонию, Концерт №1 для фортепиано с оркестром и знаменитый Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам».

– Это сейчас кажется, что музыка Прокофьева понятна. Но в первой половине XX века композитор открыл новую страницу в истории музыки. Его сочинения нарушают все каноны и традиции. Тем интереснее слушать, как играют их молодые люди, которым нет и восемнадцати лет, – объяснил корреспонденту «СВ» Вячеслав Валеев.

Результат многочасовых репетиций можно было наблюдать вечером в Гродненском областном драмтеатре – всех оркестрантов одарили долгими аплодисментами.

– Пришла на концерт после работы – очень уставшая. Но как только услышала Прокофьева, вся суета куда-то ушла, – поделилась впечатлениями жительница Гродно Елена Климович.


Звезда оркестра – белоруска Саша Борисюк: во всех городах цимбалистку провожали долгими овациями.
Фото: Михаил ИСАЧЕНКО


КОНТРАБАС НА ПАСПОРТНОМ КОНТРОЛЕ


Завершив первый концерт, юные артисты снова поспешили в путь – на этот раз в столицу Литвы. Концерт на сцене Дома конгрессов устроил местный бизнесмен Александр Макаров.

От Гродно до Вильнюса 170 километров. Добирались на двух автобусах. Правда, вместо положенных трех часов – почти целый день. Долго проходили паспортный контроль на границе, но не сами оркестранты, а… музыкальные инструменты.

– Оказывается, правильно заполнить документы на контрабасы, скрипки, валторны, цимбалы – целая наука, – удивлялись ребята.

Литва встретила холодным ветром и мокрым снегом. Но, поужинав, ребята и не думали ложиться спать. Сразу отправились на автобусную экскурсию. А самые отчаянные и неутомимые даже устроили себе пешую прогулку по городу.

– Страшно хотели попасть на Гору Трех крестов, о которой читали во всех путеводителях, – признался скрипач Руслан Хохлачев из Волгограда. – Но заблудились и не нашли. Зато успели пройтись по старинной Кафедральной площади. Жаль, не было возможности погулять подольше…

Времени действительно было впритык. Завтрак, репетиция, выступление. И снова успех – ни одного свободного места!

ПО СЛЕДАМ КАНТА


Последний концерт давали в Кафедральном соборе Калининграда. Здесь артистов встретила самая эмоциональная публика.

– Столько вундеркиндов на одной сцене! – удивлялась одна из зрительниц.

И долго не хотели отпускать – подходили после концерта к организаторам, благодарили…

Ну а напоследок ребятам устроили интереснейшую экскурсию по Калининграду. Побывали и в Старом городе, и в Музее Канта, и на могиле великого философа.

– Гастроли удались! Все концерты прошли с аншлагами, организация и подготовка были на высшем уровне. Горжусь нашими юными талантами! – подвел итоги Вячеслав Валеев.

– Молодежный белорусско-российский оркестр действительно очень перспективный проект, – добавила начальник департамента социальной политики и информационного обеспечения Посткома Союзного государства Маргарита Левченко. – И доказательство тому – внимание, которое Госсекретарь Григорий Рапота уделяет молодежным программам. В конце августа он посетил мастер-классы творчески одаренных детей России и Беларуси. Надеемся, в следующем году Госсекретарь сможет увидеть, как тепло принимают наших юных музыкантов по всему миру!

А вечером – танцы!


Алексей Стычкин, концертмейстер (Россия):


– На гастролях с оркестром я в третий раз. До этого был в Минске, Молодечно, Воронеже... Такие поездки помогают набраться опыта. Большая часть из нас все равно будет работать в оркестре. Редко кто становится суперсолистом... Именно здесь учишься работать в коллективе, быть выносливым и привыкаешь к бесконечным переездам, которых в жизни музыканта очень много.

Максим Дзундза, валторна (Беларусь):

– На гастролях с симфоническим оркестром впервые. Все ребята талантливые, почти профессионалы! Мы не только выступали на одной сцене, но и свободное время проводили вместе – гуляли, ходили на дискотеки. Было забавно: днем играли Прокофьева, а вечером танцевали под Верку Сердючку!

Руслан Хохлачев, скрипка (Россия):

– Было интересно наблюдать за дирижерами – на репетициях, на выступлениях. Ведь наши наставники – лучшие музыканты из России и Беларуси! Каждый раз было страшно выходить на сцену. Но когда слышишь аплодисменты публики, забываешь обо всем.

Александра Борисюк, цимбалы (Беларусь):

– Две страны, две школы, но границ на самом деле нет. У всех примерно одинаковый уровень мастерства, мы одинаково сильно любим музыку. Все сдружились и теперь, конечно, будем общаться. По крайней мере, в соцсетях.


СПРАВКА «СВ»


Молодежный оркестр Союзного государства возник в 2008 году на волне мирового интереса к «смешанным» коллективам: когда музыканты из разных стран объединяются и выступают на одной сцене. Причем специально этот оркестр никто не создавал. Он возник на базе другого союзного проекта – мастер-классов для творчески одаренных детей.

Участникам оркестра от 14 до 18 лет. Учатся они в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории и в Республиканском музыкальном колледже при Белорусской академии музыки.

В концертном репертуаре – произведения как мировой классики, так и современных композиторов России и Беларуси. За восемь лет оркестр выступил в Германии, Италии, Чехии и Великобритании.

Нина КАТАЕВА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter