В Минске состоялся "марш нетунеядцев"

Марш левой и правой одновременно

Можно понять причины недовольства некоторой части граждан, которые вчера вечером вышли в Минске на так называемый «марш нетунеядцев». Допустим, инженер лишился работы: предприятие не выдержало конкуренции. Квалификация у него специфическая, поэтому вакансий нет. Устраиваться сторожем или продавцом он не спешит: своим социальным статусом дорожит и надеется его восстановить. Но время идет, и человек... подпадает под действие Декрета № 3. Возможно? Вполне. Причины могут быть иные: их рассматривают и, если находят убедительными, идут людям навстречу. Применительно к ним слово «тунеядец» звучало бы несправедливо, обидно. Впрочем, термин этот, скорее, жаргонный: люди ответственные без крайней нужды его не употребляют. Зато он подходит для акции, плакатов и лозунгов.

На марше логично было ожидать преобладания на улице именно тех, кто недоволен параграфами декрета или их практическим применением. Ведь именно им власть санкционировала действо, выделила место и время — чтобы встретились, обменялись мнениями, высказали претензии по существу. Но среди марширующих, не исключено, найдутся и другие. Кто–то придет послушать и посмотреть, другой — себя показать. Во все времена и в любых широтах находились молодые люди, готовые пошуметь даже без повода. Хочу хотя бы примерно выяснить, как много на марше тех, других и третьих. Я был возле кинотеатра «Октябрь» в Минске, пишу не с чужих слов.

Вот обращаюсь к молодому парню с плакатом, который имеет очень «боевое» содержание — «Чиновникам — лопату, рабочим зарплату»: как лично вы пострадали от действия декрета? Ответ: «Никак. Я работаю, но поддерживаю солидарность». С кем, такими же, как и сам, видящими в «чиновнике» объект для брутальной насмешки? В дальнейшем я задавал этот вопрос людям разного возраста и облика, составлявшим толпу, стараясь выдержать объективность подборки. Ответы записал на диктофон: «не пострадал, я пенсионер, но полностью поддерживаю акцию»; «пока не пострадал, уволился, ищу работу»; «не пострадал, пришел посмотреть и послушать, солидарен»; «не пострадал, но хочется перемен»...

Опрос прекратил на двух крепышах, напоминающих братьев. Один: «От декрета «отбился», у меня подсобное хозяйство». Второй: «Еще не пострадал, но работы нет». Вывод: в толпе преобладают «сочувствующие», тогда при чем здесь «декрет». «Недармоеды?»

Пару наблюдений. Вдруг на весь проспект раздались громкие звуки барабанов, которые стали заглушать голоса ораторов. Глупо, похоже, опять «анархисты». Чего они хотят, на что «нарываются»?.. Зато видеокартинка вышла эффектной: барабаны — это почти по–киевски. Технология, однако... Ораторы, все как один — обо всем и ни о чем. Записные, как говорится, ораторы. Выступают, однако, от «имени народа»... Не чересчур ли круто?

О массовости акции едва ли можно говорить. Перед маршем все участники и сочувствующие уместились на площадке перед кинотеатром «Октябрь». Когда двинулись по улице Сурганова, поток был лишь чуть более плотным, чем группы студентов, которые ранее по своим делам шли мимо БНТУ, по проспекту Независимости и улице Хмельницкого. Уверен, что для них в будущем понятие «тунеядец» будет вовсе не актуальным.

Не хочу сказать, что граждане — у кого действительно были причины — вышли напрасно. Власть уже их услышала, взяла паузу в применении декрета, будет его корректировать и, насколько можно судить, намерена и впредь поддерживать в этом вопросе обратную связь с обществом.

Но «политики», надо думать, не намерены сворачивать свои крикливые, но бессодержательные балаганы.

К вечеру в Минске уже ничего не напоминало о маленьких страстях большого города...

ponomarev@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter